Что такое «этническая преступность»? Согласно толковому словарю демократического «новояза» и эвфемизмов, это антизаконная деятельность, совершаемая лицами, объединёнными по национальному признаку. Преступность, мотивирующим фактором которой являются этнокультурные установки, поощряющие или оправдывающие совершение преступлений в отношении лиц иной национальности.
Если говорить в общем смысле слова, под этнической преступностью следует понимать явление повышенного уровня преступности среди лиц, составляющих определённую этническую группу. Более узкой разновидностью этого определения следует считать явление повышенного уровня преступности среди лиц, составляющих определённую этническую группу, этология которого не сводится к экономическому положению этой группы, но существенным образом определяется этнокультурными факторами (характерным для этой группы правовым сознанием, её групповой этикой, в частности - этикой по отношению к членам внешних групп, в противопоставлении к членам собственной группы - например, «ограбить русского не преступление, а геройство» и т. д.).
Наблюдается ли в нашем государстве русская этническая преступность? Парадоксально, но факт: русских этнических преступных группировок в России практически нет, свою деятельность такие группировки осуществляют преимущественно в странах Западной Европы и США. У нас же в основном процветает азиатская и южно-кавказская этническая преступность, которая контролирует многие крупные регионы России в самых различных сферах бизнеса.
Многие эксперты сходятся во мнении, что разгул этнического криминала пришелся на президентство Дмитрия Медведева, который повлиял на расформирование УБОПов, чем сильно затруднил борьбу с этническими преступными группировками. Намерение нового министра МВД Владимира Колокольцева внести ряд изменений в структуру возглавляемого им ведомства, а конкретно - численно усилить подразделения по борьбе с преступными группировками, объединенными по этническому признаку, говорит о том, что этот руководитель намерен исправить просчеты бывшего президента и своего предшественника Нургалиева... Одним из шагов Колокольцева в ближайшее время может стать возрождение легендарных управлений по борьбе с организованной преступностью (УБОПов).
Сломать годами сложившуюся систему сложно, но эта цель вполне достижима. Главным направлением в профилактике этнической преступности для «силовиков» сегодня является плотная работа с представителями этнических диаспор, представленных практически во всех российских регионах. Наверное, большую ошибку совершают те, кто считает, что вся преступность идет с Кавказа. В действительности на территории России существуют более 150 криминальных групп, организованных в сетевые структуры самого различного происхождения. Здесь и вьетнамцы, китайцы, афганцы, корейцы, таджики, монголы, киргизы, узбеки, а также многие другие национальности. Одним словом - транснациональная преступность, которая представляет угрозу национальной безопасности нашей страны, впрочем, как и другой любой страны мира. Теракт в Бостоне, совершенный братьями Царнаевыми, тому лишнее подтверждение.
Одним из существенных факторов, благоприятствующих росту этнической преступности, является возрастающая миграция в Россию выходцев с южных и азиатских республик. Та работа, которая ведется правоохранительными органами с мигрантами-нелегалами, пока еще мало действенна. По данным 2012 года, около 50 процентов мигрантов, находящихся в России, нигде официально не зарегистрированы, а это прямой путь к занятию криминальным бизнесом. Если продолжать статистику прошедшего года, то те же таджикские мигранты отправили на свою основную родину порядка $3,8 млрд. , а это составляет 47 процентов от ВВП Таджикистана. При этом никто не может дать ответа на вопрос, каков в этой немалой сумме процент денег, полученных криминальным путем.
Исторически сложилось, что различные этнические преступные кланы на протяжении десятилетий контролировали в России определенные направления криминального бизнеса. По оперативным данным российских «силовиков» разных лет «Азербайджанские» ОПГ «крышуют» наркобизнес, занимаются мошенничеством с обменом валюты, угоном и перепродажей машин. «Армянские» ОПГ занимаются заказными убийствами, гостиничным и игорным бизнесом, а также разбойными нападениями с угоном машин и кражами. «Грузино-абхазские» ОПГ всегда имели наибольшее число «воров в законе» и специализировались на грабежах, кражах, вымогательствах, разбоях, финансовых аферах.
«Татарские» ОПГ занимаются грабежами, заказными убийствами, «крышеванием» крупных торговых точек, вымогательствами а также отмыванием денег. Татарская мафия не признает «воровских законов». «Хади Такташ» - одна из самых известных подобных российских ОПГ, которая возникла ещё в конце 1970-х годов и была ликвидирована лишь спустя 20 лет, к моменту распада СССР. «Чеченская» преступная группировка не признаёт «воровских законов», характеризуется наибольшей сплочённостью и действует «беспредельно». Её деятельность часто включала вымогательства, похищения людей, торговлю оружием и наркотиками, контроль над банками, гостиницами, казино и развлекательными центрами, рынками. Эту ОПГ всегда отличала наибольшая сплоченность.
В последние годы деятельность этнических криминальных группировок в России несколько поутихла, если сравнивать с девяностыми и двухтысячными, однако, навряд ли этот факт свидетельствует о том, что война с криминалом государством выиграна. Просто этническая преступность «легла на дно», стала изобретательнее и щедрее в стимуляции отдельных нерадивых чиновников и правоохранителей. Влияют ли на ограничение этнической преступности российские националистические группировки? Практически нет, поскольку умерили свою когда-то бурную деятельность в связи с ужесточившимся федеральным законодательством. Националистам сегодня советуют направить свою активность в другое русло, как, например, это недавно сделал самарский блогер и бывший чиновник администрации Дмитрий Бегун, предложивший в своем Твиттере использовать силы и возможности российских националистов на разгон митингов оппозиции... Дескать, так полезнее будет: и баба национальной розни с возу, и кобыле российской власти легче.