На Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года западные политологи и пресса откликнулись по-разному.
Особое внимание западных СМИ привлекла та часть речи, которая касалась политического курса президента Путина. Германская Deutsche Welle ссылается на политического обозревателя Михаэля Хармса, который определил, что прежний посыл президента Медведева - "модернизация" уступил место "патриотизму" президента Путина. Профессор Ханс-Хеннинг Шредер, по утверждению того же издания, отметил, что слово "реформа" в речи Путина не появилось ни разу, а слово "модернизация" - всего лишь трижды, в то время, как в речи Медведева в 2010 году, оно прозвучало двадцать раз. Вместо этого у Путина в его послании появились слова "Родина", "мораль", "патриотизм", "идентичность", которых в речи Медведева не было", - отметил Шредер. Кстати, можно отметить, что именно консервативные германские издания пересказали именно этот раздел президентского послания без какой-либо существенной критики.
Зарубежные средства массовой информации, в первую очередь, обратили внимание на слова Путина о недопустимости вмешательства во внутренние дела России. Так, почти повсеместно цитировалось высказывание российского президента о том, что россияне, получающие финансирование из-за рубежа, не должны заниматься политической деятельностью в Российской Федерации. И подобное высказывание констатировалось в западных СМИ без каких-либо отрицательных комментариев.
В своем выступлении, - заметила New York Times, - Владимир Путин призвал россиян "не потерять себя как нацию", призывая их искать руководства в российских исторических и традиционных ценностях - а не в западной политической модели - как это делалось в постсоветском развитии. Какой-либо существенной критики цивилизационного аспекта в послании российского президента в западных СМИ мы также не обнаружили. Информационное агентство Reuters отметило, что спустя 13 лет после прихода к власти и более чем 20-ти лет после распада Советского Союза, Путин все еще ищет идею, которая смогла бы объединить русских. Путин указал, что "сила русского народа в его традиции", а не в реализации стандартов, навязанных России извне.
Элен Барри, представляющая New York Times, отметила, что российский президент в своем послании не объявлял новых направлений в политике, а сосредоточил внимание на "ценностях". Что, по мнению журналистки, было "необычной темой для русского лидера". Владимир Путин призывал к "возрождению национального самосознания", - подчеркивает германское ИА dpa. Говоря о национальной этике служения в президентском послании, Washington Post напомнила встретившееся в нем имя и высказывание хорошо знакомого Западу советского диссидента Александра Солженицына. Как представляется, это был выигрышный ход в послании российского президента. Однако, Associated Press в высказывании российского президента о поддержке "учреждений, которые представляют традиционные духовные ценности", усмотрела намек на еще большую поддержку государством Русской Православной Церкви.
Многие западные политологи отметили, что президент РФ лишь кратко коснулся проблем внешней политики. Германские издания разочарованы, тем, что Путин совсем обошел молчанием проблему отношений России и Евросоюза. Журналисты из Германии не увидели в его словах нового импульса для развития отношений между Россией и ЕС. Весь комплекс внешнеполитических тем практически не играл в речи президента Путина никакой роли, - констатировал редактор русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфель, - если не считать пассажа о том, что за границей есть "темные силы", полагающие, будто "хаосом можно управлять". Однако другие обозреватели на Deutsche Welle отметили, что в речи Путина были-таки две внешнеполитические темы - это процессы интеграции со странами Таможенного союза, а также заявление о необходимости взвешенной международной политики. Никаких выпадов в адрес Запада, как бывало в прошлые годы, Путин не сделал, - отметил, противореча Мантойфелю с его "темными силами", германский политический обозреватель Михаэль Хармс. Т. е. в этом аспекте, как казалось некоторым, президентское послание было лишено привычной для Запада острой риторики от Путина.
Большое внимание западные СМИ уделили той части президентского послания, которая была посвящена теме борьбы с коррупцией. Информационному агентству Reuters даже показалось, что появились некоторые признаки ослабления коррупции в постсоветской России с тех пор, как Путин вновь был избран президентом. Журналист Эллен Барри в New York Times констатировала, что борьба с коррупцией через последовательные шаги смогла бы остановить постепенное снижение рейтинга Путина и повернуть его вспять в сторону роста. При этом большинство западных экспертов считают, что протестное движение в России ослабло. Поэтому английская BBC берет тему шире, отмечая, что перед президентом Путиным стоит непростая задача: предложить стране, уставшей от коррупции и произвола чиновников, новые идеи и векторы развития.