Общественно-политическое издание

Когда волк – товарищ…

11 марта 2013 19:43

Будучи еще довольно-таки молодым человеком, и только что окончив аспирантуру Института зоологии НАН Беларуси, Дмитрий рассчитывал заняться развитием экотуризма. Но осуществиться мечте юного биолога суждено было только от части...

Сейчас этот глухой уголок, точнее большой деревянный дом Шамовича частенько посещают гости со всех концов мира. Немцы, французы, англичане, именитые фотографы, режиссеры документального и художественного кино стремятся сюда, чтобы понаблюдать за дикой природой. И не мудрено... Ведь во дворе у хозяина живет стая волков.

Волки появились у Шамовича около 8 лет назад. Тогда впервые на хуторе охотхозяйства, где жил Дмитрий, прописались волк и медведь. Со временем волк перестал опасаться людей, что его и погубило. Однажды он отправился « в самоволку» в соседнюю деревню и начал там исследовать подворья. Естественно, его застрелили. «Волчки в Беларуси - самые бесправные хищники, - уверен Дмитрий. - Сезон охоты на них открыт всегда - бери вилы, убивай и получай награду».

  «Беда в том, что волки кушают копытных животных, а те являются трофеями, за которые платят хорошие деньги. Нередко в валюте. Давайте называть вещи своими именами: человек просто объявил награду за голову конкурента, - говорит Дима. - Волк получает свою добычу, рискуя жизнью, она необходима ему для пропитания. Какой-нибудь Ганс или Вульф, стоя на вышке с „оптикой" в руках, стреляет для развлечения и рискует разве что отморозить себе зад в ожидании, когда кабан подойдет к кормушке. Вот такая справедливость». 

За восемь в хозяйстве Шамовича жили пять особей. Тогда он и понял, что жить среди волчьей стаи - его удел. Сегодня в вольере, расположенном рядом с домом, у него живут три «питомца»: самцы Бой и Тер и самка Дая. Каждого он взял слепым волчонком, выходил и стал для них «семьей».

«Собака и волк генетически очень близки, но собака стала «другом человека», а волк - нет», - рассказывает Дмитрий.

Соседи Дмитрия к его «семейству» привыкли, но все же, когда хозяин выпускает одного из своих питомцев на свободу, женщины и дети, на всякий случай, запираются в своих домах.

Хотя сам Шамович утверждает: «Вообще волчок - животина умная, сам он конфликтовать не полезет. Но люди разные бывают: помню, один фотограф увлекся, метров на пятьдесят от меня отошел, фотоаппаратом махает, голосит... Страху этот товарищ натерпелся, когда волчок его на снег повалил и прижал слегка».

Обучить волка приказам, в отличие от собаки, просто нереально: «Он идет за нами, потому что мы сейчас - его стая. Мол, стая сюда пошла - и я пошел. А научить серого палку приносить или на задних лапах скакать у вас никогда не получится».

На жизнь хозяин волчьей стаи зарабатывает тем, что принимает группы туристов. Это и есть своего рода экобизнес. От желающих, как оказалось, отбоя нет. Многие иностранцы, оказывается, едут к нам не для того, чтобы париться в банях, пить водку и отстреливать по лесам живность, а чтобы... исследовать грибы в нетронутых белорусских лесах! Или чтобы часами, затаившись в небольшой палатке, ждать момента, когда поутру начнет токовать глухарь.

Предприимчивый биолог зарегистрировал агроусадьбу и уже несколько лет строит гостевые комнаты на втором этаже. Все: от сантехники до малярных и столярных работ - делает своими руками. Привозить строителей из Минска слишком накладно. Строительную бригаду, нанятую из местных, он сразу разогнал: не терпит халтуры.

«На моей памяти уже были иностранцы, отказавшиеся поселиться в гостинице потому, что удобства там были не в номере, а в коридоре, - поясняет свою чрезмерную заботу о клиенте бизнесмен, - Надо понимать, что европейцам надо предоставлять услуги европейского уровня».

Посещения групп, желающих провести время с вожаком волчьей стаи, расписаны на год вперед! Подавляющее количество стремящихся попасть сюда людей преследуют научный или околонаучный интерес, но есть и такие, кто приезжают из праздного любопытства...

 

Василий Перов
Популярное