7 августа 1941 года лётчик Виктор Талалихин осуществил воздушный таран, сбил немецкий бомбардировщик — и остался жив. Мы вспомнили о 5 других героях великой войны, чьи подвиги подчас оказываются в тени геройств, «раскрученных» советской пропагандой.
Екатерина Зеленко
Если подвиг Талалихина все знают, то имя первой женщины, совершившей воздушный таран, известно немногим. 12 сентября 1941 года Зеленко на своем легком бомбардировщике Су-2 вступила в бой с немецкими «мессерами», и когда у ее машины закончился боезапас, то она уничтожила вражеский истребитель именно в воздушном таране. В том бою героине выжить не удалось.
Супруг Зеленко, военный лётчик Павел Игнатенко, также погиб в боях Великой Отечественной в 1943 году.
Дмитрий Комаров
Самоотверженная тактика тарана уникальна в современной войне — тем удивительнее, когда один сравнительно небольшой по размерам танк идет на таран целого бронепоезда! Единственным документально подтвержденным случаем такого подвига является история гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова, который 25 июня 1944 году на полном ходу на горящей «тридцатьчетверке» протаранил немецкий состав под Черными Бродами на западной Украине.
Каким-то чудом герой в том бою остался жив, хотя погибли почти все члены его экипажа. Тем не менее, Дмитрий Евлампиевич, как говорят в народе, «торопился к Богу»: он геройски погиб в боях за Польшу осенью того же 1944 года.
Иван Федоров
Этот Герой Советского Союза обладает одной из самых загадочных биографий. Бесспорно обладая недюжинным мастерством по ведению воздушного боя и сбив не один десяток немецких самолетов, Иван Евграфович, тем не менее, снискал себе не слишком соответствующую его званию.
Героя репутацию «барона Мюнхгаузена» отечественных ВВС. Будучи командиром одного из авиационных штрафных батальонов, он нередко потом хвастался сильно преувеличенными или просто фальшивыми «подвигами».
Наиболее нелепым был случай, когда он начал рассказывать курсантам Качинского училища, что якобы участвовал в операции по спасению экипажа парохода «Челюскин». Когда о проступке Федорова стало известно, он лишь чудом избежал трибунала и долгое время потом ходил под подозрением, так что Золотую Звезду Героя получил сравнительно поздно.
Николай Сиротинин
Его биография малоизвестна и ничем не примечательна: простой парень из Орла, в армию забрали в 1940 году. Но именно Николай Сиротин своим невероятным подвигом подтверждает высказывание «И один в поле воин, если по-русски скроен».
17 июля 1941 года Сиротинин вдвоем со своим комбатом, прикрывая наши отходящие части, приняли неравный бой с немцами у моста через речку Добрость в Белоруссии. Комбат, получив ранение, отступил, а Николай Сиротинин остался на огневой позиции, откуда шагнул лишь прямиком в историю.
В том бою он в одиночку уничтожил 11 танков, 6 бронетранспортеров и 57 солдат вражеской армии, а когда снаряды кончились и немцы предложили сдаться, ответил им лишь огнем из своего карабина. Когда все было кончено, гитлеровцы похоронили двадцатилетнего красноармейца — с воинскими почестями, отдавая должное его героизму.
Тем не менее, Родина отметила подвиг Сиротинина лишь орденом Отечественной Войны 1-ой степени, и то только в 1960 году.
Епистиния Степанова
Как измерить геройство? Как определить, кто может считаться героем, а кто нет? Наверное, наиболее достойным из всех, кто мог бы носить это гордое звание, является она, простая русская женщина, родившая 15 детей — Епистиния Степанова.
Она отдала Родине самое драгоценное — девятерых сыновей, семь из которых так и не вернулись домой с Великой Отечественной, а еще двое погибли в Гражданскую и на Халхин-Голе. Власть наградила ее званием «Мать-Героиня» и после смерти в 1974 году похоронила со всеми воинскими почестями.