Общественно-политическое издание

Неофициальная встреча в Крыму: семь фактов о конференции в Ялте

10 августа 2018 18:26
Неофициальная встреча в Крыму: 7 фактов о конференции в Ялте
4 февраля 1945-го решалась послевоенная судьба целого мира — в Ялте начались переговоры между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Почему историческая встреча состоялась в Крыму, как лидеров «Большой тройки» встречал полуостров, и кто спас жизнь американскому президенту — читайте в нашей подборке.

Встреча в Крыму

Встрече лидеров «Большой тройки» в Крыму предшествовало полгода согласований. О ее необходимости впервые высказался американский президент Рузвельт летом 44-го. Коллеги по антигитлеровской коалиции его поддержали, однако главным камнем преткновения стал выбор места встречи.

Изначально предлагалось провести конференцию в Великобритании как равноудаленной от СССР и США.

Так, по мнению Уинстона Черчилля, лучшим местом для ее проведения был бы шотландский городок Инвергордон. На что в ответном письме Сталин писал: «Что касается встречи между Вами, г-ном Рузвельтом и мною (…), то и я считал бы такую встречу желательной. Но в данное время, когда советские армии ведут бои по широкому фронту, все более развивая свое наступление, я лишен возможности выехать из Советского Союза и оставить руководство армиями даже на самое короткое время».

В ходе обсуждения также фигурировали Мальта, Афины, Каир, Рим и ряд городов, но советский лидер сообщил, что медики не рекомендуют ему длительные перелеты. После долгих переговоров американская сторона предложила в качестве места «один из приморских городов юга европейской части СССР». Сталин предложение поддержал. Так была выбрана Ялта. Безопасность

Руководители американских и английских спецслужб всерьез опасались покушений на лидеров своих стран во время проведения конференции. Тем более в Крыму, освобожденном от немецких сил на тот момент сравнительно недавно, в мае 44-го, могла функционировать вражеская агентурная сеть.

Но у Советов были весомые аргументы: если даже в столице Ирана, Тегеране, советская разведка и контрразведка сумела сделать невозможное, то обеспечить полную безопасность лидеров «Большой тройки» на своей территории не составит труда.

Так на плечи СССР легли вопросы безопасности. Ее должны были обеспечить авиационные и артиллерийские спецгруппы на суше, а с моря — боевые корабли: крейсер «Ворошилов», эсминец «Сообразительный», катера и подводные лодки. К советским войскам присоединились и морские силы союзников.

Поскольку Крым находился в радиусе действия немецкой авиации — гитлеровские базы располагались в Северной Италии и Австрии — не исключалась и возможность нападения с воздуха. Для отражения потенциальной опасности выделялись практически все силы истребительной авиации — около 160 самолетов — и ПВО Черноморского флота, задействовалась Крымская дивизия ПВО. Любой самолет, появившийся над зенитным сектором, должен был немедленно сбиваться. Было также построено несколько бомбоубежищ.

В Крым были направлены четыре полка войск НКВД, в том числе специально подготовленные для несения охраны 500 офицеров и 1200 оперативных работников. Парк вокруг Ливадийского дворца — главного места переговоров — огородили четырехметровым забором. Обслуживающему персоналу запрещалось покидать территорию дворца. Был введен строжайший пропускной режим: вокруг дворцов, где размещались делегации, устанавливались два кольца охраны, а в ночное время организовывалось третье кольцо пограничников со служебными собаками.

СМИ

Ялтинская встреча была запланирована как неофициальная. По договоренности лидеров трех держав представителей СМИ на конференцию не приглашали. «Я предлагаю не допускать представителей прессы (…), — писал Черчилль Сталину и Рузвельту, — но каждый из нас будет иметь право привезти не более трех или четырех одетых в форму военных фотографов для производства фотосъемки и киносъемки.

Фотографии и кинофильмы должны быть выпущены, когда мы сочтем это подходящим. Конечно, будут опубликованы обычные одно или несколько согласованных коммюнике».

Подготовка

К встрече лидеров «Большой тройки» Крым готовился в авральном режиме.

Два месяца (декабрь–январь 1945-го) полуостров с разрушенными городами и селами буквально отстраивали вновь. Сюда прибыли 1500 вагонов с дефицитными строительными материалами и оборудованием, из столицы доставляли необходимую мебель. Все парки и подъездные пути привели в порядок. В резиденциях — Ливадийском, Воронцовском и Юсуповском дворцах — были созданы внушительные запасы продовольствия, а также организованы узлы связи. Ко всем станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком.

Иностранным делегациям выделялось по 15 легковых автомобилей, 20 «Виллисов» и пять грузовиков. Для доставки корреспонденции из Москвы выделялось 10 самолетов, а для выполнения спецзаданий Сталина в постоянной готовности находились два самолета дивизии особого назначения ВВС, пилотируемые генерал-майором авиации Виктором Грачевым и подполковником Федором Асафьевым. Резиденции

Делегация СССР разместилась в Юсуповском дворце, делегация США — в Ливадийском, а английская делегация — в Воронцовском дворце.

Американский президент жил во дворце, в котором проходили основные переговоры. Это был тактичный жест организаторов, стремившихся создать для него максимально комфортные условия — у Рузвельта после полиомиелита были парализованы ноги, и он передвигался только в инвалидной коляске.

Считается также, что и английского премьер-министра в Воронцовский дворец поселили неслучайно. Воронцовский и Ливадийский дворцы разделяло пятнадцать километров, а Ливадийский и Юсуповский, в котором жил Сталин, — семь. Разумеется, на встречи Сталин прибывал быстрее Черчилля, и, пока они с Рузвельтом ждали коллегу, успевали поговорить тет-а-тет.

Три уровня переговоров

Помимо переговоров между лидерами государств и министрами иностранных дел заседали и главы Генштабов. Они готовили точные линии и варианты разделения территории на подробных картах.

Инцидент с Рузвельтом

Перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого «Виллиса». По невнимательности они неплотно закрыли специально сконструированные для парализованного Рузвельта опорные перила, которые во время езды неожиданно распахнулись, и президент чуть было не вывалился из движущейся на скорости машины. Трагедию сумел предотвратить его советский водитель — лейтенант государственной безопасности Федор Ходаков. Не отрываясь от руля одной рукой, он другой ухватил президента за одежду, и резко втащил его назад в машину. Все это время американская охрана, сидевшая в этой же машине, в оцепенении бездействовала.

По словам сына Ходакова Геннадия, оправившись от шока, американский лидер поблагодарил спасшего его водителя: «Вы спасли жизнь президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!».

Терентьев Андрей
Популярное