Дмитрий Иванович Внук (1483-1509 гг.)
Великий князь Дмитрий, сын Ивана Молодого, внук Ивана III, умер в заточении, так и не став активным участником политической жизни страны: слишком много было сильных характеров вокруг. Вся его жизнь – в тени матери Елены Волошанки, героя-отца Ивана Молодого, деда-царя Ивана III, и его второй жены Софьи Палеолог.
В опалу он попал уже во взрослом возрасте - в 19-ть лет – но не собственные его поступки и намерения стали тому причиной, а борьба его матери с Софьей, интриги, которые они плели друг против друга. Первый государь, над которым был совершён чин венчания на царство, Дмитрий стал классическим князем-жертвой, каких немало в российской истории. После смерти деда его заковали в кандалы. В них он прожил четыре года – до самой своей смерти.
Дмитрий Иванович (1552-1553 гг.)
Царевич Дмитрий, старший брат Ивана и своего тёзки Дмитрия Угличского, первенец Ивана Грозного, вскоре после рождения чуть было не стал царём. Отец его, тяжело заболев (или умело сымитировав болезнь), потребовал от бояр и князей присягать младенцу Дмитрию, однако многие отказались, желая видеть на престоле не младенца, а друга детства Ивана Грозного, его двоюродного брата Владимира Старицкого. Разгорелась политическая борьба, тлевшая долгие годы – до самой смерти матери Владимира Ефросиньи и его самого.
Что касается царевича Дмитрия, то он не прожил и года: пренебрегши безопасностью сына, царь взял его на богомолье в Кирилло-Белозёрский монастырь. Иван считал, что обязан этому месту своим рождением. Но монастырь, «давший жизнь» Грозному, отнял её у старшего сына: при спуске царской семьи с корабля перевернулись сходни, и младенец утонул.
Иван Иванович (1554-1581 гг.)
Смерть другого сына Иоанна, равно как и его жизнь, также является причиной споров. С одной стороны, Ивана-младшего описывают как болезненного молодого человека, во всём покорного отцу, с другой – как активного участника не только богомолий, военных походов и царских приёмов, но также опричных разгулов, попоек и оргий. Иван, умерший в 27-мь, был трижды женат, но первые две жены за него выбирал отец, он же удалял их в монастырь – за неспособность принести наследника.
Он написал житие и службу по святому Антонию Сийскому и музыку к ней. Он же обменивался с царём любовницами. Он думал уйти из мира в Кирилло-Белозёрский монастырь и спорил с царём об условиях мира с Польшей. Возможно, среди этих фактов есть выдумки, но характер сына мог быть столь же противоречивым, как и характер его отца.
Иван Иванович умер то ли в результате ссоры с отцом от удара острым предметом в висок, то ли по болезни, то ли из-за отравления. Первая версия подтверждается плохим состоянием черепа, обнаруженного при вскрытии его останков, вторая и третья – высоким содержанием ртути в теле.
Дмитрий Иванович Угличский (1582-1591 гг.)
Для российской истории ключевая часть жизни царевича Дмитрия – его гибель. Сын Ивана Грозного и шестой или седьмой его жены, последний русский удельный князь, самый младший из потомков Ивана Калиты, восьмилетний Дмитрий рос обычным мальчиком, играл со сверстниками, бегал от нянек-мамок и был далёк от политических игр.
Версия о причинах его гибели, развитая Карамзиным и воплощённая художественно Пушкиным, версия о насильственной смерти царевича, представляется малоправдоподобной, как и версия о чудесном спасении мальчика. С другой стороны, выводы комиссии во главе с Шуйским – о несчастном случае при эпилептическом припадке – тоже имеют ряд недостатков. Поэтому смерть Дмитрия, ставшая одним из центральных событий в истории страны, вряд ли когда-нибудь обретёт единственную, правдивую трактовку.
Алексей Петрович (1690-1718 гг.)
Сын Петра I Алексей – хотя и жертва собственного отца, но не такая уж безвинная. После ссоры с Петром он из наследника превратился в политического соперника. Сбежав в Австрию, царевич строил заговоры против отца, думал даже в борьбе за власть опереться на мощь главных соперников России, шведов. Но был обманут хитрым дипломатом Петром Толстым, привезён в столицу и там по приговору суда казнён как изменник. Казни предшествовало не только судебное разбирательство, но также допросы, очные ставки и пытки. В официальном извещении о смерти старшего сына Пётр I объявил, что Алексей умер в полном раскаянии от содеянного.
Иван Антонович (1740-1764 гг.)
Иван Антонович, известный в истории как Иван VI, успел даже побывать императором: он вступил на престол двух месяцев от роду и правил чуть дольше года. Захватившая власть Елизавета хотела выдворить соперника-младенца из страны, но испугалась интриг и заточила семью сначала в Рижском замке, а через несколько лет в архиерейском доме Холмогор. Четырёхлетнего мальчика отлучили от семьи, не позволяли ему видеться с другими детьми, не особо заботились о его содержании.
Когда несчастному Ивану исполнилось 16-ть, его перевели в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. Здесь он не видел ни одного человеческого лица, ни с кем не общался и, по слухам, в 19-ть лет сошёл с ума. Однако это не помешало охранникам умертвить безвинного молодого человека, когда его попытались освободить заговорщики. В двадцать четыре года человек, виновный лишь в том, что был в младенчестве возведён на престол, скончался. Некоторые историки предполагают, что убийство свершилось по тайному приказанию Екатерины Второй, не имевшей никаких наследственных прав на российскую корону.
Алексей Николаевич (1904-1918 гг.)
Сын Николая II Алексей был мальчиком умным и наблюдательным, ласковым и серьёзным, скромным и величественным. Он любил резвые игры и огорчался, что по болезни не может играть с другими мальчишками. При всей простоте, любви к простым людям и простой пище, он обладал царственной величественностью.
Известен случай встречи цесаревича с одним министром. Когда Алексей зашёл в кабинет отца сообщить что-то о своей прогулке, находившийся там министр, привстав, подал наследнику руку для пожатия. Оскорблённый мальчик заложил руки за спину и стоял перед министром до тех пор, пока тот окончательно не поднялся с кресла. «Да, с ним вам не так легко будет справиться, как со мной», - сказал министру Николай II.
Согласно показаниям большевиков, для того, чтобы убить царевича, страдавшего гемофилией, потребовалось несколько выстрелов.