Общественно-политическое издание

Система "Мертвая рука": гарантированный ответ России

16 августа 2018 23:45
Система
Россия обладает единственным в мире оружием, гарантирующим ответный ядерный удар по противнику даже в том кошмарном случае, если у нас уже некому будет принимать решение об этом ударе. Уникальная система контратакует автоматически – и жестоко.

Представьте себе самый страшный вариант. Мир, балансировавший на самой грани войны, рухнул. Терпение «западных демократий» истощилось, и по территории Советского Союза был нанесен упреждающий ядерный удар. Смертоносные ракеты стартовали из шахтовых пусковых установок, с подводных лодок и самолетов. На города и военные объекты обрушилась вся мощь многих тысяч боеголовок. И пока советское руководство в шоке и панике выясняло, что же случилось, не ошибка ли это, и как исправить положение – исправлять было уже нечего. Основные мегаполисы, промышленные и военные центры, пункты управления и связи уничтожены единым массированным ударом. Могучий ядерный арсенал СССР просто не успели использовать: команда не поступила, и в отсутствие руководящего центра опасный соперник слеп, нем и неподвижен.

Но в тот самый момент, когда генералы НАТО поднимают победные бокалы, происходит нечто невообразимое. Замолчавший, казалось, навсегда противник будто ожил. Тысячи ракет устремились в сторону западных стран – и не успели генералы добить бутылку шампанского, многие из них, прорвав с такими усилиями выстроенную противоракетную оборону, стерли с лица земли крупные города, военные базы, командные центры. Никто не победил.

Так сработала система «Периметр», получившая в западной прессе леденящее душу название «Мертвая рука», последний довод советского (а теперь – и российского) государства. Несмотря на многочисленность и разнообразие выдуманных фантастами «машин судного дня» (Doomsday Machines), гарантирующих возмездие любому противнику и способных достать и гарантированно уничтожить его, только «Периметр», видимо, существует реально.

Впрочем, «Периметр» — система, хранящаяся в таком строгом секрете, что и относительно ее существования имеются некоторые сомнения, а все сведения о ее составе и функциях стоит принимать с большой долей сомнения. Итак, что же известно?

Система «Периметр» запускает автоматический массированный ядерный удар. Она гарантирует старт баллистических ракет подводного, воздушного и шахтного базирования в том случае, если противником будут уничтожены ВСЕ пункты, способные отдать приказ об ответной атаке. Она полностью независима от остальных средств связи и командных систем, даже от пресловутого «ядерного чемоданчика» системы «Казбек».

Система была поставлена на боевое дежурство в 1985 г., а пятью годами позже модернизирована, получила название «Периметр-РЦ» и прослужила еще 5 лет. Тогда, в рамках соглашения СНВ-1 она была снята с дежурства – и текущее ее состояние неизвестно. По одним данным, она может быть снова «включена» после того, как истечет срок действия СНВ-1 (это случится уже в декабре 2009 г.), а по другим – она уже возвращена в действующее состояние.

Считается, что работает система так. «Периметр» находится на постоянном боевом дежурстве, она получает данные от систем слежения, в том числе – и от радаров раннего предупреждения о ракетном нападении. Судя по всему, у системы имеются собственные независимые командные посты, ничем (внешне) неотличимые от множества аналогичных пунктов РВСН. По некоторым данным, таких пунктов имеется 4 штуки, они разнесены на большое расстояние и дублируют функции друг друга.

В этих пунктах действует самый главный – и самый засекреченный – компонент «Периметра», автономная контрольно-командная система. Считается, что это – сложный программный комплекс, созданный на базе искусственного интеллекта. Получая данные о переговорах в эфире, радиационном поле и другом излучении в контрольных точках, информацию систем раннего обнаружения запусков, сейсмической активности, она способна делать выводы о факте массированного ядерного нападения.

Если «обстановка назрела», система сама переводится в состояние полной боеготовности. Теперь ей требуется последний фактор: отсутствие регулярных сигналов со стороны обычных командных пунктов РВСН. Если сигналы не поступали в течение некоторого времени – «Периметр» запускает Апокалипсис.

Из шахт на волю выпускаются командные ракеты 15А11. Созданные на базе межконтинентальных ракет МР УР-100 (стартовая масса 71 т, дальность полета до 11 тыс. км, две ступени, жидкостно-реактивный двигатель), они несут особую головную часть. Сама по себе она безвредна: это – радиотехническая система, разработанная в Петербургском политехническом. Эти ракеты, поднимаясь высоко в атмосферу, пролетая над территорией страны, транслируют пусковые коды для всего ядерного ракетного вооружения.

Те действуют также автоматически. Представьте себе стоящую у причала подводную лодку: почти весь экипаж, находившийся на берегу, уже погиб, и только несколько растерянных вахтенных подводников на борту. Внезапно она оживает. Без всякого вмешательства извне, получив от строго секретных приемных устройств сигнал на запуск, ядерный арсенал приходит в движение. То же происходит и в обездвиженных шахтовых установках, и на стратегической авиации. Ответный удар неизбежен: излишне, наверное, добавлять, что «Периметр» спроектирована так, чтобы быть особо устойчивой ко всем поражающим факторам ядерного оружия. Надежно вывести ее из строя практически невозможно.

Представьте полностью автоматизированную систему уничтожения в глобальных масштабах. Такую как «Скайнет» из фильмов о Терминаторе или даже абсурдную «Машину Судного дня», которой хвалился Доктор Стрейнджлав. Что это: «Секретные материалы» по-советски? Или существует возможность того, что эта система есть на самом деле?

«В СССР была разработана система, которая стала известна под названием «Мертвая рука». Что это означало? Если на страну совершалась ядерная атака, а Главнокомандующий не мог принять какое-либо решение, среди межконтинентальных ракет, которые были в распоряжении СССР, находились такие, которые могли быть запущены по радиосигналу системы, командующей боем», — говорит доктор инженерных наук Петр Белов.

Используя сложную систему сенсорных датчиков, измеряющих сейсмическую активность, воздушное давление и радиацию, чтобы определить, не нанесен ли по СССР ядерный удар, «Мертвая рука» обеспечивала возможность запуска ядерного арсенала без того, чтобы кто-либо нажимал на красную кнопку. Если бы связь с Кремлем была потеряна, а компьютеры установили факт атаки, коды запуска были бы приведены в действие, что дало бы СССР возможность нанести ответный удар после своего уничтожения.

«Система, которая может быть автоматически активирована по первому же удару врага, на самом деле необходима. Само ее наличие дает врагам понять, что даже в случае уничтожения наших командных центров и системы принятия решений, у нас будет возможность нанести автоматизированный ответный удар», — сообщил бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов.

Во время Холодной войны у США был свой «запасной вариант» под кодовым названием «Зеркало». Экипажи постоянно находились в воздухе на протяжении трех десятилетий с заданием контролировать небо, если контроль над землей будет утерян вследствие внезапной атаки. Основное различие между «Мертвой рукой» и «Зеркалом» в том, что американцы полагались на людей, которые бы их предупредили об атаке. После Холодной войны США от данной системы отказались, хотя до сих пор непонятно, существует ли советская версия. Те, кто об этом знают, избегают говорить на эту тему. «Я не могу говорить об этом, так как не знаю о текущем состоянии дел», — говорит Ивашов.

Справка:

Система «Периметр» со своей компонентой «Мертвая рука» была принята на вооружение в 1983 году. Для Соединенных Штатов это не стало секретом, и они всегда с особым вниманием отслеживали испытательные пуски ракет. Поэтому когда 13 ноября 1984 года испытывалась командная ракета 15А11, созданная в Днепропетровске, в КБ «Южное», все средства американской разведки работали в очень напряженном режиме. Командная ракета и была упомянутым выше промежуточным вариантом. Ее планировалось использовать в том случае, если полностью прерывалась связь между командованием и ракетными подразделениями, разбросанными по всей стране. Тогда-то и предполагалось отдать приказ из Главного штаба в Подмосковье или с запасного командного пункта в Ленинграде на пуск 15А11. Ракета должна была стартовать с полигона Капустин Яр или с мобильной пусковой установки, пролететь над теми районами Белоруссии, Украины, России и Казахстана, где дислоцировались ракетные части, и передать им команду на взлет.

В ноябрьский день 1984 года именно так все и произошло: командная ракета выдала команду на подготовку и пуск с Байконура Р-36М (15А14) — ставшей впоследствии легендарной «Сатаной». Ну а дальше все произошло, как обычно: «Сатана» взлетела, поднялась в космос, от нее отделилась учебная боеголовка, которая поразила учебную же цель на полигоне Кура на Камчатке. (Подробные технические характеристики командной ракеты, если этот вопрос заинтересует кого-то особо, можно узнать из книг, которые в последние годы в обилии издаются на русском и английском языках.)

Однако тогда, двадцать лет назад, американцы знали далеко не все о системе управления РВСН. Подробности о «Периметре» и «Мертвой руке» стали им известны только в начале 1990-х годов, когда на Запад перебрался кое-кто из разработчиков этой системы. 8 октября 1993 года газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала статью своего обозревателя Брюса Блэйра «Русская машина Судного дня», в которой впервые в открытой печати появились сведения о системе управления советскими (тогда уже — российскими) ракетными войсками. Впервые же было сообщено и ее название — «Периметр», когда-то сверхсекретное, а теперь известное всем, кому надо и кому не надо. Тогда же в английский язык вошло и понятие dead hand — «мертвая рука» применительно к ракетной технике...

Терентьев Андрей
Популярное