Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять суму, в которой была заключена "вся тяжесть земная".
Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.
Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом.
Однако никакой диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.
Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную "немецкую" схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях ремни часто рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу мощности от моторов к пропеллерам.
Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину. «Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому. Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет. И снова «Святогор» не оторвался от земли. Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".
Горшков оказался прав. Все последующие попытки взлета выглядели точно так же. Слесарев заменил ременные передачи цепными, но и это не дало результата - энерговооруженность аэроплана была слишком мала. Все закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.
Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии его убила из ревности бывшая любовница некая Ксения Троц.
В общем, никакого превосходства инженерно-конструкторской мысли, а также организации и финансирования НИОКР в "царский" период не просматривается, а успехи дореволюционного авиастроения в сравнении с послереволюционным выглядят, мягко говоря, не очень впечатляюще.
По сути дела единственным большим достижением тогдашнего российского авиапрома являлись четырехмоторные самолеты Сикорского, однако и они уже в 1916 году морально устарели, а ничего более совершенного им на смену создать не удалось.