Название
Слово ушкуйник происходит от названия судна, на котором они ходили, – узкого и весьма быстроходного весельно-парусного ушкуя, способного вместить примерно 30 человек. Эти лодки было несложно перетаскивать через пороги и между руслами близких рек. Скорее всего, название уже лодки идет от полярного медведя, который так назывался в те времена и морда которого чаще всего вырезалась из дерева на носу судна. Но есть и другие варианты происхождения слова: например, от древневепского слова «лодка» или от слова «узкий», которое, как говорят вятские историки, всего сотню лет назад произносилось как «ушкой».
Методы
Ушкуйники – прямые потомки варягов в приемах ведения хозяйства. Небольшая вооруженная и хорошо обученная дружина садилась на ушкуи и грабила подходящие города разной удаленности. Больше всего ушкуйничество процветало в демократическом Новгороде, хотя, скорее всего, не ограничивалось им. Новгород старался канализировать энергию «молодых людей», как их называли, в расширение влияния республики.
Происхождение
По некоторым данным, уже в XI веке ушкуйники совершали набеги на Югру и булгар, но также и на Литву и Скандинавские страны, которые, впрочем, были менее интересны, так как главным богатством в регионе того времени была пушнина, и куда полезнее было контролировать пути на Каме и Волге. В 1181 году они взяли черемисский город Кокшаров и есть мнение, что вскоре после этого основали Хлынов-Вятку. Эти данные не стопроцентно проверяются, но совершенно точно, что ушкуйцы были на протяжении всей своей истории главными игроками в Вятской земле. Экономическая география того времени складывалась так: центром своза пушнины был Устюг, оттуда, судя по всему, через Вятские земли, груз доставляли на Волгу. Еще один маршрут перевозок был по Каме. Через Новгород пушнину отправляли в Англию и Скандинавию, то есть все эти пункты было бы с точки зрения Новгорода нужно было контролировать, и вот ушкуйники с негласного позволения это и делали.
Оснащение
Ушкуйники были отлично вооружены и оснащены. Эти профессиональные бойцы носили кольчуги типа байдана – из крупных колец, или бехтерец – более сложные пластинчатые доспехи, копья, мечи, но предпочитали сабли, стреляли из ручных и стационарных луков и арбалетов.
Политика
Ушкуйники хорошо соображали в понятиях политики той эпохи, участвовали как наемники в разных войнах, просчитывали ослабления частей Орды, взаимоотношения русских князей, собственно, помогали решать Новгородские дела, как в случае с Василием Буслаевым, усмирявшим смердов. В 1360 году заняли один из центров Волжской Болгарии Жукотин, тогда жукотинские пожаловались в Орду, и царь Хидырь велел русским князьям с ушкуйниками разобраться. Владимирский, Ростовский и Нижегородский князья поймали некоторых ушкуйников в Костроме и отправили в Орду, за что Кострома потом поплатилась.
География
Ушкуйники ходили не только по Каме, Волге, Двине, но даже по Оби до самого Ледовитого океана, а вниз – до стыка границ Золотой Орды, Чагатайского Улуса и Китая. Один из известнейших – поход 1375 года под предводительством воеводы Прокопа, которому за помощь Москве в подавлении Твери, тогдашние политические деятели дали определенный карт-бланш. Прокоп сначала отомстил Костроме. Он с ходу разогнал с тысячей бойцов пятитысячное войско города, собрал все ценное, остальное сжег, женщин и детей взял в рабство, примерно то же самое было сделано в Нижнем Новгороде, где жило много басурман (булгар). Потом ушкуйцы прошли всю Волгу, пограбили там всех, убивая басурман, попутно продали пленников в городе Булгаре, и только в Астрахани их побили излюбленным восточным способом: напоив и уложив спать как друзей. Не исключено, что Прокопьевский поход оказался многоходовой комбинацией москвичей и татар, чтобы затем нажать на Новгород, так как именно это было поводом серьезного наезда Дмитрия Донского на республику.
Последний поход
Последний известный поход – воеводы Анфала Никитина на 250 ушкуях на татар по Волге. Это был новгородский боярин, который присягнул московскому князю Василию Дмитриевичу и пытался захватить Новгород. Разбитый, он поселился на Двине, а потом на Каме даже основал Анфаловский городок, до нашего времени не сохранившийся. Он был вроде бы убит в Вятке другим ушкуйником. После этого ушкуйническое движение пошло на спад, они еще участвовали, уже лишь как как наемники в нескольких известных операциях, а в 1489 году Иван III, не лично, а как всегда посредством умений воевод Даниила Щени и Григория Морозова окончательно решил ушкуйский вопрос.
Часть населения Хлынова перевезли в Московию. От них, по некоторым данным, появилась деревня Хлыново. Те, кого не повязали, удалились в вятские и пермские леса и ушли на Дон и Волгу. Кстати, предводителей ушкуйников звали ватаманами, что соответствует казачьим атаманам, а в английском есть слово waterman– гребец. Не исключено, что от этого корня происходит и слово Вятка, но это уже тема для историков – ревизионистов.