Анекдоты о Екатерине и её эпохе прошли испытание временем. Нельзя доподлинно утверждать, что все данные ситуации происходили в реальности, но также нельзя сказать твёрдо, что этого не было в действительности. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды.
Екатерина и терминология
Однажды Екатерине Великой был представлен адмирал Василий Чичагов, одержавший несколько блестящих морских побед в ходе русско-шведской войны 1788–1790 годов. Императрица милостиво приняла его и попросила рассказать о сражениях. Адмирал сначала смущался, но затем увлёкся и рассказывал всё более оживлённо. Наконец, он разгорячился так, что начал кричать, махать руками и употреблять нецензурные выражения, являвшиеся нормой на флоте.
В какой-то момент Чичагов по лицам придворных понял, что натворил, и упал перед Екатериной на колени:
— Виноват, матушка, Ваше императорское Величество…
— Ничего, ничего, — невозмутимо ответила Екатерина, — продолжайте, Василий Яковлевич, я всё равно в ваших военно-морских терминах не разбираюсь!
«Неизвестная» императрица
Генерал Фёдор Михайлович Шестаков был удивительным человеком — за 40 лет военной службы он ни разу не был в Петербурге и в первый раз прибыл в столицу для оформления документов об отставке.
Генерала представили императрице. Екатерина II была удивлена, что впервые увидела столь заслуженного военного, и заметила:
— Как же так случилось, Фёдор Михайлович, что я до сих пор ни разу вас не видала?
Генерал Шестаков, не обученный придворному этикету, ответил простодушно:
— Да ведь и я, матушка-царица, тоже вас не знал!
— Ну, меня-то, бедную вдову, где же знать! — усмехнулась императрица. — А вы, Фёдор Михайлович, всё же генерал!
Екатерина и резолюция Петра Великого
Однажды к Екатерине II с прошением обратилась делегация духовенства. Священники рассказали, что в своё время Пётр Великий снял церковные колокола для переплавки в пушки, пообещав их вернуть, но обещания так и не исполнил. Служители церкви полагали, что теперь Екатерина должна была исполнить то, что обещал император.
Удивлённая царица поинтересовалась, не сохранилась ли у духовенства переписка с самим Петром I. «Да, — радостно ответили просители, — у нас сохранилась петиция к царю».
Документ вручили Екатерине, и та прочла резолюцию, где Пётр довольно хамски предлагал в ответ свой интимный орган.
Ознакомившись с вердиктом, императрица попросила подать ей перо и чернила и своей царственной рукой начертала: «А я же, как женщина, даже этого предложить не могу».
Императрица и геополитический брак
Однажды Екатерине II подано было прошение одного капитана русского флота разрешить ему брак с чернокожей. Императрица разрешила, но это её позволение вызвало осуждение в обществе. Несмотря на отсутствие в стране расистских традиций, многие православные считали бракосочетание с негритянкой делом греховным. Екатерина II закрыла данную тему, заявив:
— Сие есть не более чем честолюбивый политический замысел против Турции: я хотела этим торжественно ознаменовать бракосочетание русского флота с Чёрным морем.
Екатерина и жёсткая критика
Екатерина II любила совершать поездки по России, в ходе которых самолично награждала отличившихся военных и гражданских лиц. На любовь императрицы к награждению подданных обратил внимание бельгийский принц Шарль Жозеф де Линь, сказавший однажды:
— Ваше Величество, мне кажется, что вы всегда довольны своими подданными!
— Принц, я далеко не всегда бываю ими довольна, — возразила Екатерина. — Просто я хвалю всегда прилюдно, а браню с глазу на глаз!
Императрица и расхитители
Однажды императрица Екатерина II, гуляя по саду с небольшой группой приближённых, обратила внимание, что лакеи выносят из дворца на фарфоровых блюдах персики, ананасы и виноград. Екатерина, ведшая тяжёлую борьбу с всевозможными расхитителями государственных средств, мрачно посмотрела на происходящее, а затем, чтобы не встречаться с воришками, повернула в сторону, предложив придворным следовать за ней.
— Хоть бы блюда мне оставили, — вздохнув, сокрушённо покачала головой владычица России.