И казак, и шляхтич
Зиновий Богдан Хмельницкий родился на хуторе Суботов у города Чигирина в семье зажиточного казачьего сотника Михаила Хмельницкого, управляющего поместьем крупного польского магната. Юный Богдан начал обучение в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом и во Львове.
Что характерно, получив прекрасное образование и в совершенстве овладев польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере — православию. Как он напишет позже, западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».
Впрочем, кроме родного языка, латыни, польского, французского, а позже и турецкого, Хмельницкий прекрасно овладел ораторским искусством и риторикой. С такими знаниями и проницательным умом юноша мог бы служить в суде или при дворе крупного шляхтича, однако амбициозный молодой человек отправился прямо в Запорожскую Сечь, где была возможность сделать неплохую военную карьеру. Его заметил атаман казаков Пётр Конашевич Сагайдачный и стал брать в походы.
Турецкий плен и освобождение
Хмельницкий участвовал в польско-турецкой войне 1620–1621 годов, во время которой в битве под Цецорой был убит его отец. Сам же Богдан попал в турецкий плен. На свободе Хмельницкий оказался лишь через два года. По одной из версий, он был выкуплен родственниками, по другой — бежал.
Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.
Мирная и сытая чигиринская жизнь
После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин. Военные трофеи сделали его богатым человеком и сулили сытую жизнь состоятельного помещика на родине — так же как и отец, он стал сотником чигиринским. На ряду с успехами на боевом поприще удача сопровождала его и в делах сердечных: он женился по любви на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и обзавёлся шестью детьми.
Писарь Войска Запорожского
Карьера Хмельницкого стремительно шла в гору. Он становится писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.
Когда началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году. В 1635 году в одной из стычек под Москвой за проявленную храбрость и спасение короля от русского плена он даже получил ценную и знаковую награду — золотую саблю.
К тому моменту Хмельницкий овдовел и подумывал жениться снова.
Польское предательство
Переломным моментом в жизни казака стало событие, произошедшее в 1646 году. Когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский, его давний враг, разграбил хутор Суботов, засёк до смерти младшего сына Хмельницкого и увёз женщину, с которой тот собирался венчаться.
Будущий предводитель казаков обратился в суд, но тот не принял жалобу чигиринского сотника. «Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!» — вопрошал король Владислав.
Справедливость с оружием в руках
Отчаявшись отстоять свои права мирным путём, Хмельницкий тайно собрал казаков и сообщил им о намерении искать справедливости с оружием в руках. Казаки поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина же стала называться Гетманщиной.
Впоследствии под знамёнами Хмельницкого собралось небывалое по численности войско — до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Вместе с татарами им удалось одержать ряд блистательных побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. Глядя на такие успехи, крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы. Это вызвало шок у Речи Посполитой и удивление за рубежом. Одна из английских газет писала: «Польша в пыли и крови пала под ногами казаков».
В 1649 году Киев, куда въехал Хмельницкий, приветствовал победителя, как приветствовали князей Древней Руси. Его называли «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и под пушечные выстрелы благословил на войну с поляками.
Зборовский мир
И всё же полная независимость от Польши так и не была достигнута. В июне 1651 года, проиграв сражение под Берестечком, казаки заключили мир на кабальных условиях — так называемый Зборовский договор, который оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине: сохранял шляхту и холопов.
Результатами войны стали огромные потери украинского населения. Многие были пленены и проданы в рабство. В конце 1648 года число пленных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары порой меняли людей на щепотку табака. В ранее процветающих местах наступил голод. Москва, сочувствуя единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину, а турецкий султан, в свою очередь, снял пошлины при торговле в османских портах. Подошли эпидемии. «От Днестра до Днепра люди падают, лежат, как дрова», «не было милосердия между людьми», — говорилось в казацкой летописи Самовидца.
Переяславская рада
Хмельницкий смог ясно убедиться, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне одними своими силами — ей была необходима протекция какого-либо из государств. Он выбрал Москву и, таким образом, пришёл к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. Причём выбор этот был не столько сделан самим гетманом, сколько являлся волеизъявлением всей Гетманщины.
Итак, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!».
Смерть Великого гетмана
Богдан Хмельницкий умер 27 июня 1657 года. Он считал, что будущее Украины — в развитии сельского хозяйства, признал за крестьянами право на переход в казачество и наследование земли. Примечательно, что, не допустив возобновления крупного панского землевладения, сам Хмельницкий не только не захватил себе ни одного поместья, но и активно препятствовал разграблению земель, с которых были изгнаны паны.
Хмельницкий был похоронен в родном Суботове. Ненависть поляков к Великому гетману была так велика, что шляхтичи надругались над его прахом. Никто так и не смог при жизни победить гетмана Войска Запорожского, человека, во многом предопределившего вектор развития всей Восточной Европы.