Общественно-политическое издание

Операция "Центр" - шедевр советской разведки

17 ноября 2018 23:42
Операция
В 1953 г. американский сержант Роберт Джонсон, служивший в войсках, дислоцированных в западном Берлине, разочаровался в политике американского правительства, организовавшего новые военные конфликты, и тайно пробрался в восточный Берлин, где обратился к представителям советского военного командования с просьбой предоставить ему политическое убежище в Советском Союзе. Подобные случаи до этого уже имели место. С сержантом побеседовал представитель советской разведки и убедил его, что тот больше поможет делу защиты мира, если останется в составе американской армии и будет предоставлять нам нужную информацию. Джонсон вернулся в расположение своей части и стал собирать необходимые данные для нашей разведки. По собственной инициативе он привлек к этой деятельности своего друга сержанта Джеймса Миткенбау, которого в период отпуска даже перебросили в Москву для изучения основ разведывательной деятельности.

После окончания службы в Европе Джонсон вернулся в США и демобилизовался. Однако на гражданской работе он не мог получать какие-либо ценные сведения. Поэтому вернулся в ряды армии и был направлен на американскую базу, расположенную во французском городе Орлеане, но этот объект оказался малоинтересен. В поле зрения советской разведки находился американский узел военной связи в пригороде Парижа - городке Орли, через который осуществлялась отправка секретной военной почты стран НАТО. В узел связи поступали самые важные документы Пентагона и штаб-квартиры НАТО. Среди них были ключи для шифровальных машин, оперативные и мобилизационные планы. Узел связи размещался в небольшом железобетоном здании без окон с одной бронированной входной дверью. В первом помещении сортировали почту. Во втором находился огромный стальной сейф, к которому вели две толстые бронированные двери. Первая закрывалась массивной стальной перекладиной с двумя сложными замками на концах. Вторая имела замок с шифром. Согласно инструкции, при открытии узла должен был присутствовать офицер из охраны. В помещении, где обрабатывали почту, также постоянно находился охранник.

В 1959 г. началась операция под кодовым названием «Центр» с целью внедрения на данный узел связи советского агента. Из всех задействованных для этой цели кандидатов только Джонсону удалось туда устроиться охранником. Началась кропотливая работа по изучению обстановки на объекте и подготовке к проникновению в сейф. Отличной службой сержант добился, чтобы его перевели из охранников в делопроизводители, которые время от времени по одиночке дежурили на объекте по субботам и воскресеньям, а также в праздничные дни, когда другие работники отсутствовали. Он сумел сделать слепок с ключа от сейфа. Затем узнал шифр от замка двери, воспользовавшись небрежностью одного из офицеров, который, не надеясь на свою память, записал на бумаге секретный набор цифр. Надо признать, что в США не привлекают сотрудников к уголовной ответственности за халатность, отсюда и несоблюдение ими правил безопасности. При помощи переданного ему портативного рентгеновского аппарата Джонсон выяснил устройство замков на первой двери, и для них в Советском Союзе изготовили ключи.

Сложная и продолжительная по времени операция была связана с большим риском для агента и выходивших с ним на связь наших разведчиков. Французская контрразведка и ЦРУ усиленно наблюдали за сотрудниками советских учреждений, и каждый выход навстречу с сержантом представлял опасность. Как это происходило, расскажем на примере одного эпизода. В воскресенье 15 декабря 1961 г. около полуночи Джонсон оставил свой пост на узле связи. С ним был небольшой чемоданчик, набитый до отказа пакетами с секретными документами, изъятыми из сейфа. Он подъехал на своем «Ситроене» к пустынной дороге около аэропорта «Орли», где его поджидал в «Мерседесе» сотрудник советского посольства. Агент передал ему свой чемоданчик, а взамен получил такой же с продуктами. Через пять минут он опять был на своем посту, а разведчик ехал к посольству. В течение часа специалисты сняли печати, вскрыли пакеты, сфотографировали документы, а затем восстановили первозданный вид отправлений и печатей. В 3 ч. 15 м. наш сотрудник припарковал свою машину у маленького кладбища в пяти минутах езды от Орли. В условленное время Джонсон приехал и обменялся с ним чемоданчиками. Потом возвратился в узел связи и утром сменился с дежурства. По дороге домой он остановился у заранее намеченной телефонной будки и оставил там пустую папку из-под сигарет «Лаки Страйк» с нарисованной на ней карандашом буквой «X». Это означало: все в порядке, документы возвращены на место без происшествий.

Всего удалось осуществить семь таких обменов. Наиболее драматичным оказался последний из них. Процесс передачи и возвращения чемоданчика был рассчитан по минутам, но на этот раз случилось непредвиденное. Когда советский сотрудник приехал, чтобы возвратить документы, то Джонсона там не оказалось и пришлось его ждать. Время истекало, приближалась смена дежурных на узле связи, и поэтому надо было действовать немедленно. Разведчик поехал к узлу связи, где увидел стоявший поблизости автомобиль сержанта, открыл дверцу и положил в него чемоданчик. Только появление через несколько часов сигнала о благополучном возвращении документов в сейф сняло напряжение. Позже выяснилось: Джонсон, передав чемодан, решил перекусить в расположенном рядом ночном кафе и неожиданно для себя заснул. Открыл глаза за 15 мин. до прихода сменщика и бросился к машине, не зная толком что делать. В ней он увидел чемоданчик, успел быстро вернуться в узел и положить документы в сейф. Вскоре после закрытия замков пришел новый дежурный.

Данное происшествие заставило прекратить дальнейшие выемки. У советской разведки и так оказались десятки документов Пентагона, где были указаны цели атомных ударов объединенного командования НАТО и США в разных странах мира. Планировались даже ядерные бомбардировки стран западной Европы в случае занятия их советскими войсками. При этом различные цели распределялись между Англией и США. В почте находились мобилизационные планы стран Североатлантического блока, шифровальные блокноты и другие важные документы. В целях осторожности связь с Джонсоном на некоторое время были вынуждены прервать. Когда ее восстановили - выяснилось, что его перевели служить на другое место, которое не представляло интереса для нашей разведки. Наиболее вероятно: сержанта убрали из-за того, что во время последней передачи удалось зафиксировать, как он обратно заходил в помещение узла, хотя не имел права покидать его в период дежурства. Надо было вновь внедрять его на какой-нибудь важный объект.

И все-таки в 1964 г. ФБР сумело раскрыть нашего агента. К этому времени стало известно, что имела место утечка информации из узла связи в Орли, и стали тщательно проверять всех работавших в нем. Джонсон был арестован и осужден на пожизненное заключение. В заявлении Пентагона по этому поводу было сказано:

- Невозможно точно определить нанесенный нам ущерб. Некоторые потери непоправимы и не поддаются оценке. Не раскрой мы это дело тогда, если бы началась война, потери оказались бы фатальными.

Надо признать: информация, полученная при помощи этого американского сержанта, действительно помогла нашей стране остановить многие агрессивные планы американских империалистов. В 1962 г разразился Карибский кризис, в ходе которого на Кубу были доставлены советские ракеты с ядерными боеголовками и направлены на США. Впоследствии многие исследователи утверждали, что данное решение явилось авантюрой, которая могла привести к ядерной войне. Однако руководство Советского Союза в тех условиях действовало особенно продуманно, ибо слишком многое знало о планах своих противников вследствие реализации операции «Центр» и других действий нашей разведки. Именно после Карибского кризиса американское руководство окончательно отказалось от идеи войны с Советским Союзом. Данный факт доказывает, какое важное значение имеет работа внешней разведки не только для победы в войне, но и для обеспечения мира на Земле. Поэтому неудивительно, что после прихода Ельцина к власти сразу произошло резкое сокращение ассигнований на внешнюю разведку. Ясно, что российское руководство пошло на этот шаг под давлением Вашингтона.

А.С. ЛАЗАРЕВ

Терентьев Андрей