Общественно-политическое издание

Топ-5 "сумасшедшего" советского оружия, которое не строит Россия

05 декабря 2018 15:49
Топ-5 «сумасшедшего» советского оружия, которое не строит Россия
Издание The National Interest опубликовало статью, в которой рассмотрело советское вооружение и составило свой топ-5 «сумасшедшего оружия войны». Конечно, многое не пошло в серийное производство или осталось только проектом на бумаге. Однако масштабы мысли инженеров Советского Союза поражают иностранных аналитиков.

По мнению издания The National Interest, большое количество перспективных разработок не было реализовано потому, что в стране в определенный этап времени существовали экономические сложности. Нехватка бюджета или недофинансирование вносили свои коррективы. Однако это все равно не останавливало руководство страны перед проведением многочисленных экспериментов. Потому что необходимо было развивать флот, авиацию и сухопутную бронетехнику.

Авианосцы класса «Орел» и «Ульяновск»

Проектирование крупных военно-транспортных кораблей было начато еще после революции. Однако экономическая ситуация не позволила довести проекты до реализации. Кроме того, планам помешала также скорая Вторая мировая война. Следующий этап строительства наступил уже при нахождении у власти Сталина. Советская власть в 1960-ых годов смогла построить вертолетоносцы. В 1970-ых и 80-ых появились вертолетоносцы класса Киев.

Позже разработанная база военно-транспортных кораблей позволила строить принципиально иные корабли. СССР начал разработку громадного крейсера с авиационным вооружением класса «Орел». Этот корабль планировалось оснастить ядерным реактором. Он также известен под проектным номером 1153. Водоизмещение боевого корабля составляло 70 000 тонн, он должен был перевозить до 50 различных военных самолетов. Также была реализована система запуска с поршневых катапульт. Такие авианосцы должны были оснащаться ракетами П-700 «Гранит». Мощь была впечатляющая. Однако проект был закрыт. Но полученный опыт был использован при создании ТАВКР-ов – «Адмирал Кузнецов» один из таких последующих крейсеров.

Корабли класса «Ульяновск» тоже продолжали идею создания сверхтяжелых авианосцев с мощный вооружением. Как и «Орел», «Ульяновск» снабжался атомным реактором. Все планировалось построить четыре однотипных корабля, однако довести работы до конца так и не удалось. Единственный недостроенный авианосец этого класса был распилен в 1992 года.

Однако перспективы были огромны. «Ульяновск» должен был стать флагманом российского флота. Впечатляло и вооружение. На авианосце предполагалось установить ЗРАК «Палаш», ракеты П-700 «Гранит», ЗРК «Кинжал», ГАК «Звезда», РКПТЗ «Удав». Авианосец мог транспортировать на себе 70 авианесущих единиц. The National Interest отмечает, что по своим характеристикам он был приближен к лучшим американским авианосцам. И в целом СССР получил корабль, который мог вести дальние операции по всему миру.

Развитие тяжелой авиации. Семейство «Ант» и К-7.

Советский союз немало внимания уделял разработке эффективных бомбардировщиков. А потому самолеты стратегической дальней авиации СССР имеют своих мастодонтов.

Одним из первых и известных советских бомбардировщиков стал ТБ-3. Также имеет название АНТ-6. Самолет использовался в СССР до в 1930-ых года. В 1939 года был снят со службы в бомбардировочных частях и реализовывался только как военный транспорт.

Дальнейшее развитие этого семейства привело к созданию самолета «Пе-8». Иное название ТБ-7 или Ант-42. Бомбардировщик получил название «летающая крепость». По своим характеристиками и назначению сопоставлялся с американским самолетом B-17 и Авро 683 Ланкасетром. Массовое производство начали в 1939 году, на вооружение Красной армии поступил к 1941 году.

В те же года СССР принялось экспериментировать над сверхтяжелыми бомбардировщиками и в 1930 году Харьковское авиастроительное бюро Калинина спроектировало тяжелый бомбардировщик К-7. Самолет имел 7 двигателей по 750 л.с., нестандартное эллептическое крыло. Бомбрадировщик мог взять в нагрузку 16 600 тонн веса и имел впечатляющее вооружение – 16 пушек (8 калибра 20 мм и 8 калибра 7,62). После трагической катастрофы на испытаниях проект свернули. В свое время он был самым гиганстким самолетом в СССР и имел второе название «летающий Госпром».

Далее самолеты данного класса не развивались, а Советский Союз сосредоточился на семействе «Ант». Самыми впечатляющими авиационными этого семейства стали самолеты «Ант-20» и «Ант-26».

«Ант-20» Максим Горький» являлся самым большим военно-транспортным самолетом своего времени с сухопутным шасси. Летательный аппарат оснащался 8 двигателями по 900 л.с. имел передовую электродистанционную систему управления, автопилот и пилотажно-навигационное оборудование. Также впервые была применено электроснабжение. На своем борту «Муравей» мог увести не менее 72 пассажиров. Самолет построили в 1933 году. Первый полет состоялся в 1934. В 1935 «Ант-20» протаранил самолет сопровождения и тот потерпел катастрофу. Далее начальная модификация не разрабатывалась. В серию выпускали лишь некоторые переработанные версии – «Ант-20 МГ» и «ПС-124».

Однако самым настоящим мастодонтом стал «Ант-26», второе название «ТБ-6». Этот гигант советского авиапрома должен был исполнять не только роль бомбардировщика, но и перевозить тяжелую бронетехнику. Инженеры предполагали, что самолет сможет перевозить танки. «ТБ-6» имел 12 двигателей мощностью 900 л.с и мог поднимать в воздух нагрузку свыше 33 000 тонн. Имело и впечатляющее вооружение: три 20-мм пушки «Эрликон», 1 37-мм пушка, 1 пулемёт ДА, 4 пулемета ШКАС и 3 крупнокалиберных пулемёта ШВАК.

The National Interest полагает, что дальнейшее строительство таких самолетов привело бы к печальным последствия. Например, Вермахту было бы проще сбивать такую технику перехватчиками. Более того, данное направление помешало бы развитию тактической авиации. Однако ситуация могла бы поменяться, если бы было больше средств для разработок.

Советский сверхтяжелый танк Т-42

В межвоенный период 1930-1933 годов многие страны принялись разрабатывать сверхтяжелые боевые машины. Не отстал от мировых трендов и СССР. В 1930 году конструкторское бюро «Большевик» принялось разрабатывать принципиально новый тяжелый танк, который мог бы принести пользу на поле боя – Т42. При разработке учли тесно сотрудничество с Германией 1920-ых годов.

Советского стального монстра проектировал Эдвард Гротт. Он делал танки как для Германии, так и для СССР. Инженер предложил 100-тонного монстра с тремя башенками, передвигающегося со скоростью 17 миль в час и экипажем в 15 человек. Гигант обладал мощным для своего времени вооружением. Главное орудие было представлено 107 мм орудием образца 1910\30 годов. Также имелись две 45-мм пушки «20К». Также предполагалось установить 5 пулеметов ДТ калибром 7,62-мм. Бронемонстр не был произведен и остался лишь на бумаге. Власти отказались строить такой танк, так как он не отвечал военной доктрине и не обладал нужными качествами. Он был слишком медленный, большой и дорогой в производстве.

Однако есть и положительные моменты. Танк Т-42 предъявил миру интересные инженерные решения. Так, впервые на этом танке была реализована идея командирской башенки. Кроме того, технику защищала собственная ПВО. Невозможно обойти стороной и тот факт, что в конструкции использовалось много электро-и сервоприводов...

Ударно разведывательный ракетный бомбардировщик Сухой T-4

The National Interest также обратило внимание не только на разработки 1930-ых годов, но и на проекты более позднего времени. Поэтому особое внимание было удивлено ударно разведывательному ракетному бомбардировщику T-4, который разрабатывал «ОКБ Сухой».

Иностранное издание отмечает, что самолет имел поразительное сходство с захваченным американским бомбардировщиком «В-29» и по своей сути являлся ответом высотному бомбардировщику «ХВ-70» Валькирия». Во многих моментах советский самолет напоминал американские разработки, а также наследовал некоторые технические проблемы. The National Interest отмечает, что самолет не получил дальнейшего развития по причине отсутствия финансирования, а также из-за ослабленного ВПК.

Однако самолет заслуживает внимание потому, что СССР смогло адаптировать летательный аппарат под тактические цели. Самолет был сконструирован для уничтожения авианосных групп противника, а также для ведения стратегической разведки. Долгое время «Т-4» не имел аналогов в мире. В качестве оружия использовались мощные противокорабельные крылатые сверхзвуковые ракеты X-22 комплекса К-22. The National Interest признает, что данные ракеты действительно представляли серьезную угрозу авианосцам и ударным авианесущим группам.

Терентьев Андрей
Популярное