Без срока давности
Наверняка больной генерал пережил затем не самый лучший год, находясь под полицейским надзором на загородной вилле «Уэнтфорт». Но в нем жила уверенность, что его все-таки не оставят в беде, помня о роли в событиях Фолклендской войны 1982 года. И Пиночет оказался прав... Вопреки расхожему мнению о том, что у Англии нет постоянных союзников, а есть только постоянные интересы, экс-премьер-министр Великобритании «железная леди» Маргарет Тэтчер не оставила экс-диктатора. Уж как только не ругала английские власти в то время эта властная дама, называя их действия «достойными полицейского государства» и «международным заговором левых».
«Марионеточным процессом» окрестила она дело против Аугусто Пиночета, а его домашний арест охарактеризовала как «юридинеское похищение». Казалось бы, чем так важен и интересен был отставной генерал бывшему премьер-министру? «Железная леди» объяснила свои действия тем, что «Лондон не должен забывать друзей». Тэтчер напомнила всем, у кого короткая память, что «наш надежный друг в Латинской Америке был активным сторонником Соединенного Королевства в войне за Фолклендские (Мальвинские) острова в 1982 году». И потому «Британия запятнала свою честь, совершив этот позорный арест...» В марте 2000 года после 16 месяцев заточения Ayrycto Пиночет был освобожден и вернулся на родину. Что же это была за помощь чилийского диктатора, которую так и не забыла «железная леди» и о которой до сих пор не слишком много известно?
Маленькая война
Упомянутая война за Фолклендские острова 1982 года отличалась рядом особенностей. Началась она из-за того, что региональная держава Аргентина решила вернуть себе спорные территории (эти самые острова) военным путем. Она высадила десант и после небольшого сопротивления английских морских пехотинцев установила там свою власть. Правда, ненадолго - на пару с половиной месяцев. Соединенное Королевство быстро собрало военно-морскую армаду, которая прибыла к островам и положила конец спору. Несмотря на ограниченный характер маленькой войны, в ней имелись все необходимые атрибуты крупного противостояния: флоты и авиация, пехотные и даже бронетанковые части. Применялись даже стратегические бомбардировщики и атомные подводные лодки. Англичане завоевали господство на море и в воздухе, высадили десант и разгромили, а большей частью пленили аргентинскую сухопутную группировку на островах. Подождите, скажете вы, а при чем же здесь Чили, если воевали Англия и Аргентина? А вот при чем...
Воздушная поддержка
Уже в самом начале этой войны Пиночет, возмущенный «вероломством» сосе- дей-аргентинцев по отношению к британцам, предложил последним... разместить их боевые самолеты на чилийских авиабазах. Шаг достаточно смелый, учитывая, что Аргентина превосходила Чили в экономическом и военном потенциале. Однако причина решительности Пиночета была в том, что упомянутые южноамериканские страны тоже имели друг к другу территориальные претензии. И если уж Аргентина не испугалась напасть на далекую и сильную Англию, то чего можно было ожидать близкому и более слабому государству? Вот и решил тогда диктатор ослабить потенциального противника английскими руками и готов был сделать для этого все. Но «все» не понадобилось. Британцы не решились афишировать на весь мир чилийскую лояльность. Не стали подставлять эту страну под вероятный аргентинский удар, а возможно, не захотели настроить против себя государства Южной Америки, которые тогда держали нейтралитет. Однако при этом, как сообщил бывший глава ВВС Чили Фернадо Маттей, по просьбе английских военных, им была оказана «информационная помощь». О ней был уведомлен Пиночет, давший на это добро.
Однако больше его об этом сотрудничестве не информировали, чтобы в случае чего диктатор мог свалить всю вину на подчиненных, действовавших за его спиной. Разрывать отношения с соседями ему бы не хотелось, а мелко пакостить - пожалуйста. Политика.... Британцы направили в Чили свой самолет, который произвел радиотехническую разведку Анд с целью перехвата радиосигналов со стороны Аргентины. Причем на борту помимо английских летчиков находились и «чилийские наблюдатели». По словам Маттея, подобное сотрудничество длилось на протяжении всей войны. С авиабазы Чили на острове Сан-Феликс действовали самолеты радиотехнической разведки «Нимрод» R1 ELINT, которые производили отслеживание и радиоперехват аргентинских радиосообщений в зоне военного конфликта.
А с другой базы, Агуа Фреска, действовали неожиданно появившиеся там весной 1982 года разведывательные самолеты «Канберра» со свежими чилийскими опознавательными знаками. Они регулярно совершали вылеты к Фолклендам «для проведения фоторазведки и слежения за ситуацией в районе». Чилийцы объясняли эти полеты апробированием новой техники и обучением своих пилотов... британскими инструкторами. Благодаря этому «обучению», британское командование получало каждый день свежие фотоматериалы о ситуации на островах со сведениями о дислокации и численности сил противника, расположении его важных объектов, а также о результатах бомбовых ударов по ним. И все это было не безвозмездно - после войны чилийские ВВС получили от англичан несколько самолетов, радары и ракеты.
Наземный вариант
Безусловно, устраивать какие-то акции на чилийско-аргентинской границе никто не собирался. Однако и здесь пиночетов- ский режим в меру сил поспособствовал английскому успеху. * 18 мая 1982 года британские спецназовцы проводили диверсионную операцию «Микадо», целью которой было уничтожение на аргентинской базе Рио-Гранде трех остававшихся ракет «Экзосет», показавших в текущей войне поразительную эффективность. Акция провалилась, экипажу вертолета и бойцам пришлось попроситься в Чили, где к ним отнеслись с максимальным гостеприимством. Но одним из самых существенных факторов чилийской помощи стала недружественная политическая позиция Чили по отношению к Аргентине, что вынудило последнюю держать в разгар Фолклендской войны половину своей армии на западной границе. Поэтому сливкам королевской армии, куда входили парашютисты, морские пехотинцы, спецназовцы, гурки и т.д., на островах противостояли не самые лучшие части противника. В то время как томми брали в плен сотни и тысячи слабо обученных призывников, да еще и не отличавшихся высоким боевым духом, на чилийской границе простаивали отборные горно-пехотные части, аэромобильная бригада и коммандос аргентинцев.
Параллельная реальность
А что было бы, если бы Пиночет пусть даже не поддержал близкого ему по духу диктатора Аргентины Аеопольдо Галтье- ри, но хотя бы не мешал ему, заняв нейтральную позйцию? Если бы аргентинцы имели возможность перебросить свои лучшие части на спорные острова и как следует там укрепиться? Попробуем пофантазировать. Вооруженные силы этой страны на момент войны имели две бронетанковые, четыре мотопехотные, две горнопехотные и одну аэромобильную бригады и ряд других более мелких частей и подразделений. Кроме того, в ВМС имелось пять батальонов морской пехоты и диверсионный батальон. Если бы английский десант встречали именно эти парни с более высокой выучкой и отменными боевыми качествами, думается, сухопутная часть войны на островах не превратилась бы в скоротечный блицкриг.
Кроме того, перебрось аргентинцы в район конфликта не один дивизион, а все свои полевые 152-миллиметровые гаубицы, которые по дальности стрельбы превосходили основной калибр английских кораблей (114 миллиметров), вряд ли британцы смогли бы подойти близко к берегу и поддержать десант артогнем. Правда, их надо было бы серьезней прикрыть от атак с воздуха, направив на Фолкленды побольше пусковых установок зенитных ракет и зенитной артиллерии. И самое главное. Устройся аргентинцы на островах поосновательнее и оборудуй там нормальные взлетно-посадочные полосы для своей авиации и всю необходимую инфраструктуру, они бы точно завоевали господство в воздухе, несмотря на все старания англичан. Но из-за позиции Пиночета элитная аргентинская пехота осталась в родных пенатах, а их авиация то летала воевать против британцев, то прикрывала воздушные рубежи на границе с Чили. Таким образом, чилийский диктатор в немалой степени способствовал победе англичан в Фолклендской войне, о чем «железная леди» Маргарет Тэтчер и не преминула напомнить «неблагодарным» британцам.
Олег ТАРАН