Общественно-политическое издание

Визит в «царство смерти»: что скрывают парижские катакомбы

16 декабря 2018 15:39
Визит в «царство смерти»: что скрывают парижские катакомбы
Единственный официальный вход в небольшую туристическую зону находится возле станции метро Данфер-Рошро. Однако корреспонденту The Guardian удалось пройтись по недоступным для других подземным ходам.

«Остановись! Здесь царство Смерти», — предупреждает надпись над входом в подземелье, где в разное время было захоронено 6 миллионов парижан.

Каменоломни под Парижем появились в конце X века нашей эры. Именно тогда запасов камня и известняка для строительства новых домов стало не хватать, и на окраине города появились первые рудники. Они находились под территорией современного Люксембургского сада. Потребность в строительных материалах постепенно возрастала. Породы, извлеченные из подземных галерей, шли на самые амбициозные стройки Парижа. Наиболее известные из них — Лувр, Собор Парижской Богоматери и часовня Сен-Шапель. В 1259 году монахи близлежащего монастыря организовали в пещерах винные подвалы и продолжили подземные разработки.

Катакомбы по-прежнему несут на себе отпечаток прошлого: на стенах можно увидеть записи, связанные с добычей известняка (которую в итоге запретили в 1860-е годы); на полу — старинную табличку с названием местного пива.

В 1785 году в заброшенные каменоломни начали переносить останки людей с городских кладбищ, где были захоронены миллионы местных жителей. Такое решение в первую очередь было связано с тем, что кладбища часто бывали рассадниками инфекций. В 1810 году Генеральная инспекция катакомб оформила останки в виде стены из костей и черепов. Эту картину и видят сегодняшние туристы.

Позже каменоломни были заброшены, что стало скрытой угрозой для города. В 1774-м в Париже впервые произошел обвал на 20 метров в глубину. Никто не погиб, однако для того, чтобы инцидент не повторился, Людовик XVI через три года учредил Генеральную инспекцию каменоломен. Учреждение работает по сей день.

Цель Генеральной инспекции — не только предотвращать возможные риски обвалов, но и информировать парижан о том, что лежит у них под ногами. Согласно французским законам, покупатель дома получает в собственность не только прилежащий к строению участок, но и то, что находится под землей. Если дом начинает проседать, его владелец берет на себя обязательства по оплате ремонта. Учитывая, что 20% площади Парижа сталкивается с подобной угрозой, будущие домовладельцы часто обращаются в инспекцию за информацией о своем потенциальном владении.

Впрочем, общественная инфраструктура также подвержена риску. При строительстве каждой новой линии парижского метро на ее укрепление уходит 25% бюджета.

Однако жизнь над катакомбами далеко не всегда воспринимают как тяжелое бремя. Один из самых богатых людей Франции Ксавье Ньель — известный «катафил» (так называют тех, кто любит незаконно исследовать катакомбы Парижа и подземные каменоломни). По слухам, он построил лестницу, которая спускается из его дома прямо в подземное царство.

И это несмотря на то, что исследование каменоломен посетителями запрещено, поскольку может быть опасно для жизни. Штраф за нарушение правила составляет €60. Правда, говорят, что полиция в этом отношении строже относится к туристам, исследующим каменоломни в первый раз, чем к опытным «катафилам», которые хорошо изучили подземное пространство и относятся к нему с должным уважением.

Катакомбы до сих пор полностью не изучены. В подземном царстве регулярно совершаются открытия. Например, недавно под одним из крупнейших парков Парижа, Венсенским лесом, была обнаружена новая галерея.

Подземное пространство Парижа, безусловно, может пригодиться городу. Например, чтобы создать телекоммуникационную инфраструктуру или открыть несколько экзотических ночных клубов. Однако восстановление заброшенных каменоломен требует значительных финансовых вложений как от государственных, так и от частных инвесторов. Тем не менее парижане верят, что каменоломни еще сыграют свою роль в развитии города и привлекут не только туристов, зачарованных неповторимым обаянием «царства смерти».

Анна Ненашева
Популярное