Общественно-политическое издание

Максим Резник о "теневом правительстве" и "Марше несогласных"

11 апреля 2007 16:52

На днях «Новая газета» сообщила, что в Санкт-Петербурге создано «теневое правительство». В ближайшее воскресенье оппозиция планирует в северной столице «Марш несогласных». Активное участие в нем примет, в том числе, городское отделение «Яблока». В целом складывается ощущение, что политическая жизнь в Питере значительно активнее, чем в столице. Об этом наш корреспондент побеседовал с Максимом Резником, лидером Санкт-Петербургского «Яблока»:

- «Новая газета» сообщила, что в Петербурге формируется «теневое правительство».

- Нет еще не сформировано, что вы! Пока еще только об этом заявлено. Это длительный процесс – это же не просто назвать фигуры. Во-первых, мы формируем позитивную программу оппозиции, краеугольным камнем которой является политическая реформа. Это очень сложный процесс, и формируется он в широком кругу. Естественно, он не может проходить быстро. Пока вопрос персоналий не стоит. Важно не то, кто конкретно войдет в это «правительство», а то, что от имени оппозиции будет предложено городу.  Прежде всего, мы готовим программу.

Кроме того, мы формируем разные структуры, которые позволят нам обеспечивать интеллектуальную и организационную деятельность подобной структуры, называемой «теневым правительством». Это необходимо, чтобы предлагать от имени оппозиции какие-то альтернативные какие-то варианты или где-то соглашаться с властью (мы же не всегда против, как Баба-Яга).

Мы хотим создать при партии «Яблоко» Центр законодательных инициатив, в работе которого, надеемся, будут участвовать депутаты Заксобрания третьего созыва (в марте 2007 года партия «Яблоко» была снята  с выборов – Ред.) Михаил Амосов, Наталья Евдокимова и Сергей Гуляев. Этот Центр будет не только в распоряжении «Яблока», но и всего Координационного Совещания оппозиции.

- На каких условиях он будет работать? На общественных началах, или как профессиональная организация?

-  Мы хотим, чтобы это была организация, где бы люди получали вознаграждение за свою профессиональную деятельность. Это само собой разумеется. Ведь когда нас незаконным способом не допустили к выборам, то целый коллектив профессиональных специалистов остался без работы. А это люди, великолепно владеющие вопросами законотворческой деятельности. Мы же хотим, чтобы они продолжали работать на благо города.

- Кто будет финансировать эту деятельность? «Яблоко»? «Объединенный гражданский фронт»?

- Естественно, мы будем все вместе искать финансовые ресурсы, потому что дело это серьёзное и очень непростое.
 
- Какова будет структура Центра? Какие специалисты там еще будут работать?

- Пока еще рано говорить – это пока только в проекте. Там будут специалисты комиссий по городскому хозяйству, которые возглавляли Михаил Амосов и Наталья Евдокимова,  другие наши специалисты в области экологии и прав человека. То есть будет широкий спектр специалистов. Будем заниматься вопросами политической реформы.
Это масштабный проект, который требует определенного финансирования и, соответственно, поиска спонсоров. А это далеко не простая история в нынешней ситуации. Давать финансовые ресурсы партии, которая находится в жесткой оппозиции к исполнительной власти Петербурга – рискнет далеко не каждый предприниматель. Поэтому мы только в начале пути. Посмотрим – как это все будет развиваться.

- Какие еще структуры, кроме Центра законодательных инициатив, будут созданы при «Яблоке»?

- Еще мы хотим создать что-то типа правового центра. Хотим создать коллектив юристов, консультирующий по правовым вопросам. Центр законодательных инициатив будет заниматься именно законодательной деятельностью: это написание законов, поправок к ним. Мы не исключаем возможности взаимодействия со структурой, которая создана под руководством Оксаны Дмитриевой – я имею в виду «справедроссовской». Это питерская структура, созданная из депутатов ЗакСа и лидера списка – депутата Госдумы Дмитриевой. Они создали некий Центр законодательных инициатив для разработки альтернативных проектов. Как вы знаете, их лишили всяческих постов в питерском Заксобрании.

- Вы лично знаете Оксану Дмитриеву? С ней можно работать?
 
-  Я с большим уважением отношусь к Оксане Дмитриевой. Я могу быть не согласен с её политической позицией, но я могу сказать, что она, безусловно, профессиональный человек. А наше отношение к «Справедливой России» известно. Эта партия проявила себя в голосовании за Тюльпанова в обмен на голосование за Миронова. Противостояние «Единой России» и «Справедливой России» - это такая борьба нанайских мальчиков. А тут еще и господин Миронов высказался с идеей третьего срока. В общем, тут не о чем разговаривать. «Справедливая Россия» тоже любит президента, только в другой позе. Просто одни любят справа, а другие слева. У них соревнование в любви. Мы их оппозицией не считаем.

Тут я хочу сказать, «Яблоко», по крайней мере – петербургское, всегда отличала такая позиция: у нас есть наше видение вопроса, и чтобы реализовать его, мы готовы с различными силами взаимодействовать. Мы считаем, что это правильно. Во главу угла мы ставим граждан, горожан. И если где-то и по каким-то вопросам мы можем сотрудничать с другими политическими силами, чтобы в конкретной ситуации защитить определенного человека, обычного петербуржца, то это обязательно нужно делать. Поэтому мы пытаемся создать юридический центр для защиты прав граждан при застройке, при массовых акциях протеста, при всяких других таких вот вещах.

- Какие-то еще структуры планируете создавать?
 
-  Пока нет. Мы это не обсуждали. Те вещи, о которых я уже рассказал, они нам кажутся важными. Безусловно, мы будем продолжать уличные акции – поскольку нас в наглую вытолкали из парламентского процесса.

- На «Марше несогласных» вы и ваши единомышленники сталкивались с милицией. Как известно, тогда были грубые инциденты. В этой связи планируете разрабатывать тему выборности начальников местных отделений милиции?

- Сейчас я не готов обсуждать эту тему комплексно. Мы должны искать такие формы, которые бы в принципе изменили соотношение людей и власти. Сейчас люди являются таким вот бесправным приложением к власти. Милиция может их побить, посадить, обобрать. Собственно, как и власть в целом. Это не обязательно милиция. Это тот же суд, парламент, губернатор. Здесь много аспектов.

Хочу отметить, что у нас подавляющее количество нарушений прав граждан (не только милицией!) происходит на уровне районов – потому что районные администрации абсолютно бесконтрольны. Нормальная система подразумевает, чтобы на том же уровне, где существует власть исполнительная, существовала бы еще и власть представительная. В Петербурге её нет. В Петербурге есть губернатор и Законодательное Собрание – формально паритет соблюден. Но на уровне районов районных собраний нет. Есть только районные администрации, а уровнем ниже находятся муниципалитеты – от двух до пяти.

Мы же считаем, что еще должны быть и «райсоветы», избираемые населением, которые бы принимали районные бюджеты и следили за их исполнением. То есть контролировали бы действие районной исполнительной власти. Такое уже было в советское время, и эта форма кажется нам правильной. А вот содержание должно быть иным – настоящим. Но это уже будет зависеть от свободы выборов, независимости судов и независимости СМИ.
 
- Вернемся к «Теневому правительству». Какова его роль? Будет ли оно заниматься подготовкой протестных акций?

-  «Теневое правительство», если брать его в европейском понимании, то это структура, которая вырабатывает альтернативные решения по ключевым вопросам жизни общества. Альтернативные – в смысле усиления оппозиции. Тут совсем не обязательно все время спорить, где-то можно и согласиться с властью, если это действительно пойдет на пользу обществу
Организация протестных действий – это задача другой структуры. Сейчас у нас сформирован Временный исполнительный комитет Координационного Совещания Петербургской оппозиции. Туда входит 5 человек – я, Сергей Гуляев, Ольга Курносова, Андрей Дмитриев и Данила Коцюбинский.
Временный исполнительный комитет не формулирует общую концепцию развития оппозиционного движения. Это делает Координационное Совещание. Пока еще мы в начале пути. Говорить о том, что что-то сформировалось, еще рано. Процесс, как говорится, только пошел.

Однако мы считаем, что должны иметь не только структуру, готовящую массовые протестные акции, но и разрабатывающую предложения по конкретным вопросам жизни города. Мы не должны быть просто оппозицией «долой!». И у нас уже есть конкретные предложения. Это – введение института районных собраний и поста премьер-министра в Петербурге.

- Про премьер-министра, пожалуйста, поподробнее…

- Мы хотим, чтобы на основе выборов в Заксобрание Санкт-Петербурга (напомню, результаты этих выборов мы не признаем) формировалось бы правительство города. Парламентское большинство формировало бы городское правительство. Тогда это было бы парламентское правительство, а не правительство при губернаторе – как это есть сейчас. Как пример. В Питере «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР распределили между собой посты в Заксобрании. Вот также они могли бы сформировать парламентское большинство и распределить правительственные портфели. Сейчас же у нас правительство как совещательный орган при губернаторе.

Кстати, точно такая же ситуация и в России. Ее тоже надо менять. Надо формировать правительство на основе парламентского большинства Госдумы – как на Украине, в данном случае. В этом смысле нам стоит перенять украинский опыт. Люди, когда выбирают парламент, должны понимать, что они формируют будущее правительство. В нас в России, к сожалению, система совершенно другая. Сейчас российский парламент напоминает политический презерватив: народ голосует, но ничего не оплодотворяет.

У нас были времена, когда КПРФ и ЛДПР побеждали. Но никогда на основе парламентского большинства правительство не формировалось. А это было бы правильно – чтобы люди относились к выборам в парламент не только как к шоу или скачкам: «Ставлю на этого! Жириновский – классный клоун, за него проголосую!». Уверяю вас, если бы люди понимали что клоун Жириновский завтра окажется в правительстве, то большинство из голосовавших за него так бы не поступили.  Мы должны приучать людей к ответственному выбору. Это нормальная практика. От голосования людей должно зависеть их будущее. А сейчас я думаю, что никакой зависимости особой и нет.
 
-  А каковы ваши предложения по формированию районных администраций – своего рода, районных правительств?

- Премьер-министр, который назначен на основе голосования в парламенте, мог бы назначать глав районов. Это было бы нормально. Чтобы их назначал не губернатор, присланный дядюшкой Путиным, а именно премьер-министр города. При этом глава района подчиняется не только премьер-министру, но и представительному органу власти – райсовету. То есть они не должны подчиняться только губернатору, назначенному сверху, и существовать в отрыве от всего – как это сейчас происходит. Таково мое видение.

- Как вы готовитесь к «Маршу несогласных»?

-  Готовимся как обычно. Выпускаем газеты, стикеры, ролики на «Эхо Москвы». Будут разные флаги. Мы пригласили Валентину Матвиенко на наш Марш – чтобы она ответила на вопросы несогласных. Придет или не придет? Пусть об этом думает она и ее советники. Если бы я был не ее месте, я бы пришел. Я считаю, что даже с несогласными с тобой нужно уметь разговаривать.

- С милицией как-то работаете?

-  В прошлый раз мы специально распространяли листовки в милиции и в ОМОНе, где разъясняли, что мы не против милиции и не против ОМОНа. Мы давали понять, что мы такие же граждане страны, как и они, и что их проблемы нас тоже волнуют. И Мы тоже не хотим, чтобы они проливали свою кровь. Думаю, наша агитация прошлая агитация привела к тому, что бы призван ОМОН и из других регионов. И в этот раз вверенный мне регион активно проводит работу с милицией – за других говорить не могу. Мы и наши сторонники – категорические противники насилия. Естественно, мы никому не позволим избивать наших товарищей.

- Сколько участников «Марша несогласных» ожидается в Питере?

- Я не буду называть точную цифру. Могу сказать, что в нашем Координационном совещании участвуют уже 24 организации, большая часть из которых – общественные. И все мы активно готовимся к Маршу.

Петр Ермилин
Популярное