6 июня на пресс-конференции в РИА "Новости" считающий себя руководителем московской организации "Союза правых сил" депутат Мосгордумы Иван Новицкий сообщил, что 5 июня состоялась конференция организации, в которой приняло участие около 1200 человек из 7 столичных округов. Конференция подтвердила полномочия Новицкого и его заместителей - Сергея Городилина, Зои Шаргатовой, Антона Малявского и Владлена Максимова.
Таким образом, было нарушено решение федерального политсовета СПС о прекращении после перерегистрации полномочий бывшего руководства МГО СПС и проведении новой конференции под руководством специально созданного оргкомитета во главе с Леонидом Гозманом.
Иван Новицкий и его заместители сообщили прессе, что намерены и в дальнейшем сотрудничать с внесистемной оппозицией в лице "Другой России". Антон Малявский особо отметил, что примет участие в столичном 2Марше несогласных" 11 июня не столько как частное лицо, сколько как член "Союза правых сил".
"Национальный журнал" обратился за комментарием к Дмитрию Катаеву, депутату Моссовета и Мосгордумы в 1990-2005 гг., члену СПС и известному политику с большим московским демократическим стажем. Дмитрий Иванович не участвовал в конференции 5 июня.
Дмитрий Катаев, председатель Совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению фракции «Яблоко – объединенные демократы» в Мосгордуме, председатель отделения СПС в Юго-Западном округе Москвы:
- Конференция МГО СПС, о которой вчера говорили на специальной пресс-конференции, легитимна?
- Конференция МГО СПС была абсолютно нелегитимной. Три округа из десяти административных округов столицы вообще не принимали в ней участие. Это Восточный, Юго-Восточный и Зеленоградский. Еще один округ, Юго-Западный, принимал участие лишь частично.
- Как это?
- В Юго-Западном округе почти половина районов не принимала участие в делегировании на эту конференцию. Кстати, готовилась она полуподпольно. Даже в тех округах, где шла ее активная подготовка, делегатов не избирали.
- Не избирали?!
- Якобы избирали. Но, на самом деле, в районах никаких выборов не было. Делегатов просто назначали. Разумеется, из числа «правильных» людей.
- Почему руководство московского СПС провело именно Конференцию, а не собрание? Причём, наперекор решению федерального политсовета?
- Делегатами манипулировать легче, чем собранием. Особенно, если этих делегатов толком никто и не выдвигал. Ведь с правовой точки зрения для их выдвижения нужно проводить собрание в районах. А вот этого не было практически нигде. Как правило, делегатов назначали лидеры окружных организаций. То есть это такие «делегаты» в кавычках. Назначенцы. Конференции вышестоящего уровня – окружные – все же, наверное, состоялись. Но считать их позиции всерьез тоже не приходится, так как они были проведены на нелегитимной базе.
- Но ведь в «РИА-Новости» было заявлено, что в Конференции приняли участие 1200 человек.
- Я думаю, что вы, наверное, ослышались. Там было порядка 70-80 делегатов, а скольких членов СПС они реально представляли – затрудняюсь сказать. Перерегистрацию прошло порядка тысячи человек. Точно цифры не назову, потому что сейчас они меняются. А всего в московской организации до перерегистрации числилось примерно 2200 человек.
Кстати, примерно неделю назад собирались ответственные координаторы окружных организаций. И практически все дружно сказали, что проводить собрание невозможно, так как нереально обеспечить кворум – половину от тысячи человек. Народ разъехался по дачам и так далее. При этом те же самые люди утверждают, что они провели кворумные собрания районов и округов, где прошло выдвижение делегатов на конференцию от двух тысяч человек. Как-то странно у них выходит.
- После этой Конференции была проведена пресс-конференция в «РИА-Новости». Таким образом, московское руководство определенным образом легализовало ее в информационном пространстве. Как относится к этому федеральный политсовет?
- Да. Это было мероприятие на официальной площадке, где фактически состоялась презентация нелегитимных действий бывшего руководства МГО СПС. Что тут можно сказать? Ребята пошли вразнос! Я не понимаю, на что они рассчитывают.
- То есть у них были одни эмоции? Или в данной ситуации у руководства московского СПС есть рациональные мотивы?
- Что-то рациональное… Думаю, что это все же просто такое психическое состояние. Истерика – и всё. Но если они всерьёз на что-то рассчитывают, то это может быть только расчёт на раскол, скандал и так далее. Они ведь прекрасно понимают, что вот эта перерегистрация полностью подтвердила их нелегитимность.
- Как конкретно?
- Если было 2200 членов московского СПС, а осталась тысяча, о какой легитимности политсовета можно говорить? Надо проводить перевыборы. Как и когда их проводить – это уже другой вопрос.
Хочу отметить, что федеральный политсовет принял решение о перерегистрации не вдруг, а после того, как с этой просьбой поступили письма от нескольких окружных организаций. Одно из таких писем подписал лично я. Тут есть один важный момент. Наши коллеги из московского политсовета почему-то умалчивают, что перед тем, как написать эти письма, мы предлагали им самим провести перерегистрацию. Своими руками – нормально и спокойно.
Кстати, они и провели перерегистрацию в нескольких округах. Но там не обошлось без скандалов, потому что проводили ее они на свой лад, нарушая этические принципы. К тому же, перерегистрация прошла только в тех округах, в которых нынешнему московскому политсовету было выгодно – там, где они хотели сменить руководство. Провести перерегистрацию во всей московской организации они отказались. На этом дело и завершилось. И только после этого мы обратились в федеральный политсовет.
- Но почему руководство московского отделения не захотело само проводить перерегистрацию?
- Нынешнее руководство московского СПС, которое было избрано в январе 2006 года, было избрано только потому, что они манипулировали своими «заочными» членами. «Заочные» – это те, кому позвонишь, а они вполне искренне отвечают, что да, я член СПС. Но больше они палец о палец не ударят, чтобы что-то сделать. Я отношусь к этим людям с уважением, потому что сейчас 99 процентов вообще говорят, что не хотят иметь дело с СПС. А они согласны быть членами партии, но не хотят ничего делать даже у себя в районе по партийной линии. Да и на собрания они не ходят.
Вот такими голосами, не считая определенного процента совсем уже «липовых», они манипулировали. И только за счет них были избраны. В результате МГО СПС оказалась очень слабой организацией. Как говорят в народе, «знает кошка, чье мясо съела», поэтому они теперь и боятся за свои места. Они прекрасно понимают, что если пройдет реальная перерегистрация и в партии останутся реальные члены партии, то их легитимность будет под очень большим вопросом. Вот основная причина. Поэтому они ударились в эту истерику. А ведь могли бы разумно сами провести перерегистрацию. И все было бы нормально. Тогда всё было бы совсем по-другому. Даже потери были бы гораздо меньше – ведь многие не пошли на перерегистрацию именно из-за скандалов. Никто не хочет связываться со скандалистами. Разве что карьеристы или те, кто ищет в партии личную выгоду.
Вторая предполагаемая мной причина – им просто нужен раскол. Не исключено, что кто-то хочет отколоть часть московской организации и увести куда-то. Например, в «Другую Россию». Это мое личное предположение. Скандал еще нужен для того, чтобы напомнить о себе. Вот они называют себя оппозицией. А в чем их оппозиционность? В каких делах она проявилась? Кроме небольшого увеличения массовости мероприятий «Другой России» - это же ноль абсолютный. Поэтому они и заварили эту кашу, чтобы просто было чем засветиться, чтобы было что предъявить «городу и миру». Ведь мы впервые услышали от МГО СПС именно в связи с этим скандалом. К моему большому сожалению.
Можно и нужно быть несогласными. Но нужно делать что-то реальное, и делать это самим. На уровне города и на уровне района это более чем возможно. Например, те бешеные прибыли в 300-400 процентов, которые получает строительный бизнес в Москве, можно было бы направить на строительство транспортных развязок и парковок. И тогда в столице большей частью решился бы вопрос пробок. Но миллиарды долларов никто просто так не отдаст, а организации, именующие себя оппозиционными, этим – увы! – не занимаются. В Москве есть масса других нерешенных проблем – и со здравоохранением, и с жильем, и со многим другим. Но здесь московская оппозиция молчит.
Чтобы быть настоящей оппозиционной организацией, надо что-то делать, надо действовать. Надо оказывать юридическую и организационную поддержку тем, кто борется. И не за абстрактные ценности, которые, к сожалению, для большинства слишком абстрактны, а за реальные вещи, которые касаются конкретных людей. Только там можно быть настоящим, а не конъюнктурным оппозиционером. Мы привыкли рассуждать где-то на уровне ООН, но в своем-то дворе помойку надо же привести в порядок.
- Скандал вряд ли возник без каких-то личных или политических интересов. Кому был он выгоден?
- Есть несколько таких заинтересованных лиц. Один из них Сергей Владимирович Жаворонков, из команды Касьянова. Это единственный, про кого я персонально могу сказать, что он сеет смуту и раскол в московской организации. Он – один из моторов этой смуты. Но в каких целях он это делает – лучше его самого спросить.
- Когда состоятся выборы нового руководства МГО СПС?
- Судя по тому, что мы молчаливо, или не очень даже молчаливо, признали, что летом кворум не соберем, значит, они пройдет осенью.