Об обращении правозащитников к кандидатам в президенты от демократической оппозиции и кризисе в «Другой России» «Национальному журналу» рассказала пресс-секретарь Григория Явлинского Евгения Диллендорф.
- Григорий Алексеевич получил письмо от правозащитников, в котором предлагается начать консультации по выдвижению от оппозиции единого кандидата?
- Нет, персонально такого письма мы пока не получали. Но думаю, что получим – раз оно адресовано, в том числе, и Явлинскому. Никаких предварительных разговоров на эту тему с авторами обращения, насколько мне известно, у нас не было.
- А как вам сама идея послания?
- Идея отличная. Не новая, но правильная. И когда выборы были хоть немного похожи на выборы – в 1996 и 2000, единый кандидат от демократов был.
- Явлинский?
- Да. Надеюсь, будет единый кандидат и на этот раз. По персональной кандидатуре «Яблоко» готово к обсуждению. При обсуждении темы кандидата на нашем Федеральном совете помимо Явлинского было предложено еще несколько фамилий из партии. Но это может быть и не «яблочник». Это все предложения к обсуждению.
- Григорий Алексеевич может согласиться снять свою кандидатуру с президентских выборов в пользу одного из других претендентов, перечисленных в этом письме?
- Я просто хочу напомнить, что в письме говорится о едином представителе демократической оппозиции. Это для «Яблока» критично. А перечислены фамилии людей, которых к демократам, судя по их политической биографии, отнести нельзя. Да они и сами себя так не называют.
- «Другороссы» считают возможным, чтобы их единым кандидатом стал представитель «Яблока» или КПРФ. Григорий Алексеевич готов выступить в таком качестве?
- В этом объединении идут серьезные перемены. Давайте подождем строить планы.
До сих пор отношение «Яблока» к ним было ясно и недвусмысленно. В последний раз мы высказали это на Федеральном совете недели две тому назад. «Яблоко» не устраивают две вещи. Первая – бессодержательность и отсутствие программы оттого, что там собрались разнонаправленные, причем радикально, силы. Вторая – дискредитировавшие себя лидеры и активисты, которые придерживаются сомнительных, недемократических и опасных для страны позиций.
То, что ряд людей дистанцировался от «Другой России» - это хорошо. Хорошо, что такие в высшей степени уважаемые люди, как Людмила Алексеева и Лидия Графова заявили, что невозможно одновременно выдвигать кандидатов от радикальных коммунистов, фашистов, националистов и демократов, что должна быть именно демократическая оппозиция.
- Но ведь лимоновцы, пожалуй, самые активные участники «Другой России». Очень и очень многое держится на их плечах.
- В свою очередь и сам лидер лимоновцев – на плечах коалиции. Он использует «Другую Россию», чтобы с ее помощью стать легитимным политиком. И это ему почти удалось. А ведь хотя нацболам отказали в регистрации, они не стали мыслить иначе.
- Без лимоновцев вряд ли возможно будет проводить «Марши несогласных»…
- Почему же? В Петербурге «Марши» были прежде всего «яблочными» мероприятиями. Но там не в чести сомнительные флаги и лозунги.
- Заведено ли, наконец, уголовное дело по поводу избиения Ольги Цепиловой?
- Да, по прошествии 70 дней, заведено уголовное дело. После окончания митинга некто из толпы подскочил к майору, говорившему в мегафон о коридоре для выхода с митинга, и со всей силы ударил по мегафону. И скрылся. ОМОН разъярился, стал вытаскивать людей из толпы. И началось. Очень сильно пострадала член Бюро «Яблока» Ольга Цепилова. И не она одна.
- Откуда взялся провокатор?
- Если про провокатора известно кто он и откуда – это плохой провокатор.
- «Другая Россия» может ли быть без лимоновцев? И если да, то какой она тогда будет?
- «Другая Россия» проводит два типа регулярных мероприятий. «Марши» и шельмование несогласных с ними. Кто для такого типа работы нужен – лучше судить политтехнологам.
- Может, это и есть настоящая жесткая оппозиционная борьба?
- Думаю, зависит от установки. Вообще слово «марш» в политический лексикон ввел Сергей Митрохин. Он четвертый год подряд устраивает марши на Останкино и ни разу не было ни одного столкновения. На других мероприятиях такая же картина. Кстати, лозунги у нас не менее оппозиционные, разве что без мата.
- У «Другой России» секьюрити из числа национал-большевиков, жесткий фейс-контроль и проверка документов. Тем не менее, всегда что-то происходит.
- Наша задача - обеспечить порядок на мероприятиях, проводимых «Яблоком». Поэтому те, кто отвечают у нас за охрану, занимаются именно этим. Какая задача у национал-большевиков – лучше спросить у них.