«Национальный журнал» продолжает тему Открытого Обращения Людмилы Алексеевой и Александра Аузана к кандидатам на пост президента от демократической оппозиции. Напомним, правозащитники предложили им начать консультации по проведению праймериз. Своим отношением к этой идее с «Национальным журналом» поделился лидер недавно созданного движения «Народ» Сергей Гуляев. Мы также попросили экс-депутата петербургского Заксобрания рассказать о «Другой России» - оценить уход Михаила Касьянова и приоткрыть завесу своих собственных планов относительно этой коалиции.
- Какова ваша реакция на это обращение?
- Я уже подготовил заявление, и оно даже в сети где-то есть. Я положительно отношусь к тому, что они предлагают. Более того, я за то, чтобы были проведены честные демократичные праймериз. Максимально открытые. Я допускаю выдвижение кандидатов как от системной, так и от несистемной оппозиции. И, честно говоря, не исключаю и самовыдвижения.
- Если бы вы сегодня пошли голосовать за президента России, то кому бы отдали свой голос? Разумеется, кроме себя самого.
- Скорее, за Геращенко.
- Насколько вероятно, что все кандидаты, упомянутые в обращении, смогут между собой договориться?
- Хотелось бы. Я готов участвовать в праймериз. Более того, если не стану кандидатом, то постараюсь сделать все для поддержки единого кандидата от оппозиции. Но только того кандидата, который будет выбран в рамках честной и прозрачной процедуры. Для российской оппозиции нужен единый кандидат.
- Вы будете выступать на Конференции «Другой России» 7-8 июля?
- Обязательно! 7 июля я буду презентовать там свою программу. Хотя презентация – это громко сказано. В рамках своего выступления я расскажу о ключевых положениях нашей программы и сделаю акценты на нескольких принципиальных моментах – в том числе на демографической ситуации, жилищной политике, малом бизнесе, реформе армии и демонтаже коррумпированной системы. Буду говорить о судебной и парламентской реформах.
- Кого в «Другой России» вы персонально видите как своего союзника?
- Я считаю, что наш главный союзник, конечно – ОГФ. Я сам являюсь членом ОГФ с момента зарождения этой организации. Сейчас я член политсовета Объединенного Гражданского Фронта. Естественно, что там у меня самые близкие друзья и соратники.
- Как вы думаете, Михаил Касьянов вернется в «Другую Россию»?
- Думаю, что да. Это произойдет ближе к осени, когда все попытки выстроить некий союз с «Яблоком» и КПРФ окажутся безрезультатными. А это будет именно так, потому что с Явлинским невозможно договориться, а Зюганов никого не видит в качестве кандидата кроме себя. В СПС ситуация несколько проще. Там их лидер до выборов пока просто по возрасту не дотягивает.
- Касьянов все-таки ушел. Но у «Другой России» появился новый участник – движение «Народ». Это сплотит коалицию? Укрепит?
- Я не знаю на счет «сплотить организацию», но могу сказать, что мы будем очень надежными партнерами коалиции. Во всяком случае, не будем ставить собственные амбиции выше общего дела. Если будет необходимо пожертвовать какими-то вещами, то мы на это легко пойдем. Самое важное - сохранить в оппозиции мир и нормальные товарищеские отношения. Наше движение будет очень надежным партнером «Другой России».
- «Народ» минимизирует потерю «Другой Россией» Касьянова?
- Нет, конечно же, не минимизирует. РНДС - большАя часть «Другой России», но и не главная. Однако любая потеря, конечно, невосполнима. Я только надеюсь, что последнее заявление Касьянова – это не более, чем эмоциональный всплеск. Надеюсь, что ближе к концу лета все устаканится. Также надеюсь, что и мы все-таки выйдем на обсуждение единого кандидата от большой коалиции.
- А сколько вы надеетесь собрать людей в движении «Народ»?
- Мы декларировали, что у нас сетевая структура, а не иерархическая. И мы не собираемся выстраивать организации прямо в каждом городе, поселке и селе – у нас в этом нет необходимости. Наше движение – это месседж, это послание тем людям, которые говорят с нами на одном языке и которые в нужный момент смогут мобилизовать свои силы. Им не обязательно приходить на собрание, выписывать членский билет, играть в функционеров и так далее.
У нас будет неиерерхическая структура. Кстати, такое в России будет впервые, и мы этим очень гордимся. Мы гордимся тем, что впервые на политическом поле нашей страны появляется такая структура. У нее будут две основных особенности. Во-первых, она будет с совершенно новой идеологией – национально-демократической. И, во-вторых, это будет сетевая структура, которая не стремится перерасти в партию, зарегистрироваться и участвовать в выборах в Госдуму. Вот такие ценности мы декларируем и пока их придерживаемся.
- Национал-большевики принимают участие в вашем движении? Или вы считаете, что им лучше не предавать своего вождя?
- У нас среди учредителей немало людей из бывших лимоновцев, да и настоящих лимоновцев. У нас сопредседатель движения Захар Прилепин – лидер нижегородских нацболов, а председатель политсовета Андрей Дмитриев – лидер лимоновцев в Петербурге. И конфликта интересов я здесь не вижу.
- Ваше мнение, НБП когда-нибудь зарегистрируют?
- Когда мы придем к власти, то да.
- Что вы ожидаете от конференции «Другой России» 7-8 июля?
- Лично для себя? Честного диалога и поддержки со стороны товарищей. Я ожидаю, что часть тезисов моей программы войдет в общий документ для единого кандидата в президенты. Это для меня будет удачей.
- У вас, как у кандидата в президенты, уже есть своя команда и конкретные планы по поводу того, кто войдет в будущее правительство?
- Безусловно. Но я не хотел бы об этом заранее говорить. Могу сказать только то, что это список порядочных, честных и зарекомендовавших себя людей. И он достаточно длинный.