Общественно-политическое издание

Константин Боровой: «Во главе армии должен быть известный полководец»

25 июля 2007 20:00

На федеральных выборах СПС должен возглавить один человек, а не тройка лидеров – считает ответственный секретарь Федерального политсовета СПС Виктор Некрутенко. Об этом на днях он заявил «Интерфаксу». Хотя такая идея формально и является всего лишь мнением одного человека, за ней явно стоит нечто большее. Прокомментировать предложение о «едином предвыборном лице СПС» мы попросили ветерана российской демократии Константина Борового.

- Константин Натанович, как вам такая идея?

- Пока это всего лишь идея, предложение. Не обязательно, чтобы она была реализована. Это такое зондирование общественного мнения: как на такую мысль посмотрят все остальные. А все остальные говорят, что это замечательная идея. Идея действительно хороша, и нужна «правым силам».

Так получилось исторически, что СПС потерял лидера. Было время, когда лидерами партии были Гайдар и Чубайс. Потом долгое время был лидером Борис Немцов. Теперь же, при всем моем уважении к Никите Белых, он пока еще не федеральный лидер – и по известности, и по делам, и по его заявлениям. Поэтому сейчас это очень разумно – сделать акцент сделать на лидере.

Но тут надо учитывать, что не избирательная кампания должна раскручивать нового лидера, а известный лидер должен помогать партии в избирательной кампании партии. Это особо важно. Если ставить задачу не пройти в парламент, а пройти в следующий раз, то тогда раскручивание нового лидера будет правильным. Если же ставить задачу пройти в этот раз, то во главе армии должен быть известный полководец.

При том, что Никита – замечательный человек и прекрасный лидер, но если он будет единственным лицом избирательной кампании, то не он будет раскручивать партию и помогать ей, а партия будет его раскручивать.

- То есть, если Никита Белых не может претендовать на статус «единого предвыборного лица»?

- Я не знаю логику руководства СПС.

- На ваш взгляд, кто должен стать этим лидером?

- Это должна быть личность – прежде всего. Раскручивать нового лидера было бы абсолютно неправильно. Мне кажется, что нужны люди масштаба Немцова.

- Почему все же зондируется предложение отказаться от тройки лидеров? Ведь при отсутствии главного политического тяжеловеса можно было бы выровнять ситуацию несколькими людьми. Например: Немцов, Рыжков и кто-то еще. 

- Я надеюсь, что задача «не пройти» не ставится. А так единого именитого полководца у СПС пока нет, я предполагаю, что во главе списка партии будут несколько человек. Никита Белых не станет единственным лидером. Его будут подпирать два-три известных политика, среди которых я вижу Бориса Немцова и еще кого-нибудь из известных региональных лидеров. Вполне хороший вариант – Маша Гайдар, учитывая интерес молодежи к политике и современные тенденции ее вовлечения в политические процессы.

 - А Владимир Рыжков? Ведь СПС сейчас с ним ведет переговоры по поводу участия «республиканцев» в предвыборном списке «правых сил».

- У Рыжкова есть один маленький недостаток: он не надежный. Он побывал в слишком большом количестве политических групп и партий. И если он будет в списке СПС, то это ослабит партию. Он такой стрингер.

- Вы сказали о возможности участия кого-нибудь из региональных лидеров во главе предвыборного списка СПС. Но вот в Москве сейчас у СПС вообще безвластье. Кто, на ваш взгляд, станет руководителем столичной организации? Кто поведет москвичей на выборы?

- Кто возглавит московское отделение СПС – это вопрос, который меня уже несколько лет волнует. Связан он с тем, что московских лидеров нет федерального рейтинга, нет федеральной известности. Я об этом говорил на последнем съезде СПС. Вообще в регионах, к сожалению, очень плохо с федеральной известностью. Вот только лидер подмосковного СПС известен на федеральном уровне – это Борис Надеждин. Он хорошо известен.

- Есть версия, что он и возглавит московское отделение. Будет совмещать руководство «правыми силами» и в Москве, и в области. Так сказать, охватит весь «Московский регион».

- Я думаю, что это вполне вероятно.

- Что может помешать Борису Надеждину возглавить московское отделение СПС?

- К сожалению, как в любой организации, в СПС тон задают аппаратчики. Например, когда я участвовал в выборах по списку Союза Правых Сил (я согласился на заведомо непроходную позицию), так впереди меня было человек шесть или семь, из которых я в лицо знал только одного. Я – человек, который работает с СПС! Все остальные были мне просто неизвестны. Так что же говорить об избирателях?!

Это все результат такого аппаратного преобладания внутри партии. Тон задается аппаратчиками. Функционеры, конечно, этого заслужили. Это нормально, это не недостаток. Такая ситуация как раз свидетельствует о том, что партия функционирует. Но умные аппаратчики всё-таки пропускают вперёд какого-то лидера и в партийных списках, и в руководстве. Однако в СПС почему-то этого не происходит. Перед выборами, как в любой партии, идет отсев сколько-нибудь заметных людей. Так было еще в КПСС в советские времена.

В СПС действует проверенный временем советский принцип: хочешь сделать карьеру в партии – сделай так, чтобы тебя никто не знал. Сделай так, чтобы у тебя не было врагов, чтобы у тебя не было оппонентов. Поэтому я, кстати говоря, очень волнуюсь за Бориса Надеждина. Он слишком яркая фигура.
 
- В каком смысле волнуетесь? Ему кто-то угрожает физически?!

- Нет, но в результате каких-то аппаратных действий он может пострадать. Слишком яркие фигуры – они мешают аппарату. Мешают функционерам. У них влияние очень сильное. А Надеждин – очень харизматичная личность. Очень яркая личность. Я хотел бы, чтобы он был лидером, но именно такие люди очень часто отстраняются. Ведь у Немцова произошло буквально это. Он был слишком ярким лидером, слишком много делал заявлений – иногда неосторожных. Но серая масса, которая была за ним, оказалась сильнее. И Немцову пришлось уйти, хотя ему не было равных.

- Кто еще, на ваш взгляд, должен войти в руководство московской организации СПС?

- Думаю, что СПС должен использовать нынешнюю ситуацию в московском отделении для привлечения туда сильных лидеров. Это должны быть персоны уровня Афанасьева. Много есть известных людей, которые разделяют взгляды СПС и даже участвуют в партийной деятельности. Например, замечательная известная актриса Наталья Фатеева – очень активный член московского отделения. Одним из лидеров московского СПС, на мой взгляд, мог бы стать писатель Александр Кабаков.

Главное, найти рейтинговых людей. Таких много, но основной вопрос, в том, что против этих людей будет выступать аппарат. Все помнят, как руководитель аппарата Джугашвили победил всех своих ярких однопартийцев – Ленина, Троцкого и так далее. Серый кардинал Джугашвили всех, в конце концов, отстранил и под себя пододвинул кресло. Тут ассоциация идёт полная с современностью.

Эта тенденция, к сожалению, прослеживается в политических партиях, в том числе и в СПС. Но, будем надеяться, что Союз Правых Сил найдёт для московского отделения яркую и узнаваемую личность. Сейчас это особенно необходимо. Московский список на выборах должен возглавить рейтинговый человек. Но, повторюсь, любое предложение пригласить сильного лидера встретит очень сильное сопротивление аппарата. Ведь такой человек будет претендовать на должности. Аппарат предпочёл бы, чтобы московский список возглавил руководитель аппарата. А это очень опасно, потому что неизвестный никому человек в лидерах московского отделения может навредить.

- Любая политическая партия всегда заинтересована в членах, особенно – в проверенных людях. Так почему же вы и Валерия Ильинична Новодворская не вступите в СПС? Это ведь самая близкая вашим убеждениям партия!

- Мы несколько раз хотели вступить в СПС, и этот вопрос обсуждался. Обсуждался вопрос и нашего участия в списках СПС. Но каждый раз приходили к выводу, что мы все-таки слишком радикальны для «правых сил». Один раз я участвовал в списке – чисто формально. В его далекой и явно непроходной части. В принципе, я и Новодворская не претендуем на места в парламенте.
 
- Речь не о местах в списке, а о самом членстве в партии. Вы же поддерживаете СПС, так почему не вступаете?

- Мы поддерживаем СПС всеми возможными способами. Валерия Ильинична участвует в разработке программ для Союза Правых Сил. Мы душою с СПС. А почему не вступаем? Это вопрос технический, технологический. В тот момент, когда СПС понадобится, чтобы у них были такие члены, как Боровой и Новодворская, в тот момент, когда Никита Белых примет такое решение и позвонит мне или Лерочке, тогда мы и станем членами СПС. Мы боимся своей непримиримой позицией навредить «правым силам».

- Так вы готовы вступить?

- Я хочу сказать и от своего имени, и от имени Новодворской: существует только одна политическая партия, за которую мы будем голосовать – если вообще будем голосовать. Это Союз Правых сил. Мы поддерживаем только одну политическую партию. Об этом мы уже заявляли много раз – на всех партийных съездах, в которых мы принимаем участие в качестве гостей. Что касается вступления в СПС, то как только это понадобиться самой партии, мы вступим в СПС.

Петр Ермилин
Популярное