На предвыборном съезде партии «Яблоко» Григорий Явлинский не раз произносил комплименты в адрес своего заместителя, руководителя московской организации и депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, особо отмечая его борьбу за защиту прав простых москвичей.
Мы попросили Сергея Сергеевича рассказать о последних событиях в «Яблоке» и политической ситуации в целом. Господин Митрохин с удовольствием откликнулся на просьбу «Национального журнала» об интервью, в котором он также дал оценки партии либералов, которую возглавляют Никита Белых, Леонид Гозман и Борис Надеждин.
- Сейчас в «Яблоке» идет процесс создания социал-демократической фракции. Появится ли такая фракция в московском отделении партии?
- Анатолий Голов сделал объявление на нашей конференции. Но кто на него откликнулся, я, честно, говоря, не знаю. Я не слышал, чтобы кто-то на это откликнулся. Голов хочет федеральную фракцию создать, а регионального разделения особого нет. Там требования, чтобы были люди из регионов. Кончено, часть людей будет там из Москвы. Вот Алексей Арбатов, кстати, член московской организации. А кто еще – я даже не знаю.
- В «Яблоке» действует фракция солдатских матерей. Солдатские матери были и у Владимира Рыжкова в его «Республиканской партии». Теперь уже и СПС активно сотрудничает с пострадавшим от армии Андреем Сычевым.
- А что, Сычев – «солдатская мать»?
- Просто тема одна.
- У нас Светлана Кузнецова – профессионал в вопросах призыва. Она может писать законы и поправки к ним на эту тему. Я сомневаюсь, что это может сделать Сычев. Мы предлагаем в Госдуму только тех людей, которые могут реально работать. У нас не будет кукол. Мы не кукловоды. Мы кукол в Думу не берем. Это не к Сычеву претензии: мне кажется, он просто становится жертвой такого отношения. СПС просто использует беду человека.
- Почему в московском региональном списке на думских выборах нет Ильи Яшина, лидера молодежного «Яблока»? Он, как и его друг Ваня Большаков, своими статями могли бы привлечь многих избирательниц даже постбальзаковского возраста…
- У него позиция, что в выборах не надо участвовать вообще. С какой стати он должен быть в списках?
- Как вы относитесь к его акции «самосожжения»?
- Я отнесся к ней скептически. Считаю недопустимыми мероприятия, которые могут принести вред здоровью их участников – даже если они сами добровольно это выбирают. Мне кажется – это недопустимо. Я отрицательно отношусь к его акции.
- Акцию Ильи Яшина психиатры вполне могут посчитать попыткой публичного суицида, признаком расстройства психики.
- Я не стал бы такие оценки делать. Я просто отношусь отрицательно к этой акции. Но у нас карательная психиатрия. Например, жительницу индивидуального дома в московском районе Жулебино за то, что ее лишают пространства вокруг дома, а она этому сопротивляется, хотят в психушку положить. У нас объявляют сумасшедшими всех, кто рабски непокорен воле чиновников. Вот они – «сумасшедшие».
- А Яшина могут в этом обвинить?
- Нет. А что Яшин? Дурацкая выходка – больше ничего. Никаких клинических диагнозов тут ставить не надо.
- Московский штаб для думских выборов уже сформирован?
- Зачем? У нас централизованный штаб. У нас нет отдельных региональных штабов. Они все подчиняются федеральному штабу. Но есть группа, которая отвечает за Москву. В том числе, я отвечаю.
- Что в этом сезоне вы будете делать в качестве депутата Московской городской Думы? Что будет интересного?
- Мы вносим много инициатив, крайне важных для москвичей. Например, по поводу точечной застройки. Мы предлагаем запретить любое строительство на расстоянии ближе 50-ти метров от жилого дома. У нас есть инициатива, запрещающая вырубку зеленых насаждений, корректировку так называемых природоохранных зон. По гаражам у нас есть инициатива: чтобы владельцам гаражных кооперативов разрешили строить многоэтажные гаражи на месте своих строений. Сейчас им запрещают это делать.
В бюджет у нас будут большие поправки, направленные на рост пенсионных надбавок. Мы считаем, что где-то на две тысячи рублей можно повысить пенсионные надбавки всем пенсионерам в Москве. Много будет всего. Ближайшей нашей инициативой будет обращение к правительству Москвы: чтобы расчет субсидий за коммунальные услуги производился один раз в год, а не два. Пенсионерам это очень тяжело.
- Почему ваш коллега по столичному парламенту Иван Новицкий после исключения из СПС ушел в «Единую Россию», а не в «Яблоко»? Ведь он же был членом вашей фракции.
- Видимо, он поддался административному давлению, давлению административного ресурса. Он был членом СПС и исключен из СПС. Поэтому мы никак на него воздействовать не можем.
- Но ведь он по взглядам ближе к «Яблоку». Иначе бы не баллотировался по вашему списку.
- Мне кажется, у него взглядов особых и нет.
- Эдуард Лимонов выступил на «Гранях» со статьей, в которой заявил, что Григорий Явлинский лично мешает объединению оппозиции. Там же он сказал, что если лидер «Яблока» уйдет со своего поста, то «яблочники» присоединятся к «Другой России».
- Ну, он же писатель! У него фантазия бурная. У него роман есть о том, как он любовью с негром занимался. Но никто же не будет утверждать, что это он все всерьез. Поэтому и про это, наверное, тоже фантазия писателя. Художественная фантазия у него очень изощренно развита.
- Лимонов полагает, что уже сейчас идет отток «яблочников» в ОГФ. Насколько верна такая точка зрения?
- Он же писатель: фантазер, творческая личность, талантливый литератор. Что можно еще сказать? Может, ветер дует, что мы защитили право «Другой России» проводить собрания, потому что им запретили на днях. Я такое обращение отдал. Может, это и возбудило творческую фантазию Лимонова. А такие художественные вымыслы.… Ну что ж, я рад за него. Горжусь тем, что мы можем стимулировать творческую личность к новым литературным прозрениям и полетам фантазии.
- Что вы скажете по поводу утверждения, что на пути объединения оппозиции стоят Явлинский и Зюганов?
- Те, кто какое говорят, любят, когда мир вращается вокруг них. Они думают: я самый великий писатель, я и есть истинная оппозиция, что я говорю – истина. И так далее. И они правильно делают, потому что иначе их творческая фантазия иссякнет. Тут идет такое использование политики в качестве такого субстрата для творчества.
- Как вы оцениваете идею «Другой России» о проведении альтернативных выборов и выдвижении в этой связи списка из 450 кандидатов?
- Пушкин когда-то сказал про Коран: «Плохая физика, но зато, какая прекрасная поэзия!» Вот и тут – плохая политика. Точнее: никакая политика и прекрасная поэзия. Писатель, он всегда собой останется.
- Сейчас у «Другой России» проходят праймериз. Где-то лидирует Касьянов, где-то Каспаров, где-то кто-то еще. А сам народ, какую оппозицию все же лучше воспринимает: «Яблоко», СПС, Касьянова, Каспарова?
- Я думаю, что народу многие из перечисленных личностей просто неизвестны.
- То есть как?!
- Просто неизвестны... Либо неинтересны.
- На предстоящих выборах у оппозиции какие шансы? В том числе у «Яблока» и СПС?
- СПС не является оппозицией. Начнем с этого. СПС никакой оппозицией не является и к ней никакого отношения не имеет. Потому что СПС – это партия власти, партии Чубайса. А Чубайс, как сказал Немцов, любит президента до потери сексуальной ориентации. Цитата дословная! Поэтому, какая тут оппозиция может быть?! А у оппозиции сейчас очень низкие шансы, очень маленькие шансы: потому что ее не допускают к СМИ, к центральным телеканалам. А кого туда не допускают, у того нет никаких шансов.
- Тогда зачем «Яблоко» идет на выборы?
- Мы идем на выборы для того, чтобы их использовать для продвижения своей позиции в обществе.
- Почему же «Яблоко» не объединяется с «Республиканской партией» Владимира Рыжкова, которую ликвидировали в судебном порядке?
- Мы неоднократно предлагали Владимиру Рыжкову различные варианты объединения. Накануне нашего съезда я ему предлагал определенные взаимодействия. Но он пока не идет на встречу нашим предложениям. Он имеет на это право. Рыжков сказал, что хочет быть самостоятельным политиком. Ему нравится самостоятельность, и я это поддерживаю. Редкое качество в наше время – быть самостоятельным.
- Тогда в следующую Госдуму он просто не попадет!
- А что Дума? Предел все мечтаний, что ли? Приличному человеку там, по-моему, противно находиться даже! В нынешней Думе, по крайней мере.
- А в Мосгордуме вам не противно находиться?
- В московской думе очень мало людей, мало депутатов. Поэтому там можно на что-то влиять. И когда с тобой борется вся дума, там интересно находиться. А кто борется с тем же Рыжковым в Госдуме? Да никто! А с нашей фракцией, из двух человек состоящей, борется сейчас вся «Единая Россия», представляющая подавляющее большинство. Это, конечно, интересно, когда на борьбу с тобой брошено такое количество людей. Коммунисты с нами не борются. Они тоже оппозиция, и мы находим с ними общий язык.
- Не думали с ними объединиться в одну фракцию?
- Нет, у нас разная идеология и программа.
- Но вы же социально ориентированная партия!
- Ну и что? А они иногда вносят предложения по восстановлению памятника Дзержинскому или поддержке Лукашенко. Для нас это неприемлемо. Но в условиях такой административной давиловки у нас, действительно, находится много общего.
- Каким будет ваш личный девиз на предстоящих выборах?
- Зачем личный? Это не одномандатные выборы. А наш партийный лозунг скоро станет известен на выборах. Мой лозунг на московских выборах был «Москва для москвичей, а не для чиновников».
- У «Яблока» еще есть лозунг «Свобода и справедливость».
- «За Свободу и справедливость» - это наш лозунг. Наш главный лозунг. Он всегда у нас был.
- Почему же тогда появилась партия с названием «Справедливая Россия»?
- А у нас всё крадут. И все крадут. «Единая Россия» у нас крадет законы, СПС у нас крадет идеи и темы выступлений своих лидеров, «Справедливая Россия» у нас крадет лозунги и депутатов. Мы – партия-донор. Мы – инкубатор людей, профессионалов, законодателей, идей, программ и так далее. И у нас все всё крадут. Мы – единственная партия, которая указывает стране правильный вектор развития, и никто без нас не может обойтись. Все, так или иначе, вынуждены от нас питаться: как от аккумулятора.
- Ваш прогноз, сколько «Яблоку» удастся набрать голосов на предстоящих выборах в Госдуму?
- Больше 7 процентов. Это точно.
- И какая будет доля московских голосов в этом результате?
- Большая. Более четверти голосов будут московскими.
Беседовала Елена Юрьева.