Политсовет ДПР обратился в ЦИК с открытым письмом, в котором выразил опасения в связи с возможностью применения «черных» избирательных технологий. В первую очередь, речь шла о «Союзе правых Сил». За подробностями «Национальный журнал» обратился к лидеру Демпартии Андрею Богданову.
Андрей Богданов, лидер Демократической партии России:
- Сейчас много говорится о «сетке» Антона Бакова. Как она работает?
- Устроена она очень и очень просто. На каждый избирательный участок выделяется по пять человек. Как известно, избирательный участок – это в среднем две-две с половиной тысячи избирателей. Вот этот участок делится между пятью агитаторами поровну – за каждым закрепляются конкретные дома. Все получают еженедельную зарплату за то, что они ходят по квартирам: агитируют, раздают листовки и газеты. Им запрещено кидать газеты в почтовые ящики – только лично в руки.
- Но ведь такие методы не запрещены…
- Да, в этом криминала нет. Но криминал в том, что когда эту «сетку» выстраивают, то людям обещают: если вы приводите на избирательные участки тридцать человек, то за каждого приведенного получаете сто рублей, если пятьдесят – то по сто пятьдесят, а если семьдесят, то по двести рублей. Причем, не сразу, а бонусом – то есть после выборов. Как это можно проверить? Когда за СПС на избирательном участке проголосует столько-то человек, то сразу все станет ясным. Кстати, процент их не волнует – их волнует только абсолютное количество голосов.
Обычно одна «клетка» в «сетке» – член избирательной комиссии, другая – наблюдатель, а трое остальных в день выборов бегают по территории, направляя всех на голосование. Тех, кто согласился проголосовать за СПС, они буквально пинками выгоняют на избирательные участки – так как это их реальные деньги.
- А если кто-то сам по себе проголосует за СПС – без воздействия агитаторов, они тоже за это бонусы получат? Да и как вообще определить, работа какого конкретно агитатора дала результат. Ведь избирательный участок один, а в баковской «сетке» пять «отсеков». И люди, понятное дело, могут работать с разной интенсивностью.
- Там все строго. И все очень детально продуманно. Агитаторы заранее составляют списки тех, кто придет голосовать за СПС, и передают их члену избирательной комиссии от СПС или наблюдателю. Разумеется, себя они тоже могут включить в этот список, если проживают на данном участке или возьмут открепительное удостоверение для голосования.
Людей, включенных в это список, просят отмечаться. Когда они приходят голосовать, то им необходимо подойти к конкретному человеку и сказать, что пришел такой-то от такого-то. Как правило, эту регистрацию осуществляет наблюдатель. Понятно, что в этой «регистрации» избиратели тоже заинтересованы. После выборов происходят все основные расчеты. Условия для агитаторов таковы: размер гонораров идет по прейскуранту, и будет зависеть от результатов голосования с учетом заранее представленных списков граждан, готовых отдать свои голоса за СПС. Поэтому они и борются за каждого избирателя.
- В чем вы конкретно тут видите нарушение федерального законодательства со стороны СПС?
- Идет нарушение 62-й статьи Закона «О выборах депутатов Государственной Думы», которая устанавливает ограничения в предвыборной агитации. Причем, эту статью в 2000 году Госдума принимала по инициативе фракций СПС и «Яблока», которые возмущались ненаказуемым подкупом избирателей. Согласно пункту 2 этой статьи, участвующим в выборах политическим партиям, их кандидатам, доверенным лицам и представителям запрещается не только раздавать избирателям деньги, подарки и иные ценности, но и давать обещания расплатиться в той или иной форме по результатам выборов. То есть запрещается платить деньги и обещать их выплату.
Такая система использовалась в 1998 году на выборах в заксобрание Санкт-Петербурга блоком губернатора Яковлева. Там заключались договора с агитаторами, где указывалась аналогичная схема проверки их работы. Шла четкая привязка к результатам выборов. Как раз тогда СПС и «Яблоко» активно визжали, что это – грязные технологии, которые нельзя использовать. Они с пеной у рта кричали, что это не демократично и так далее. А в 2000 году им удалось провести эти поправки в закон. А теперь СПС его сам же и нарушает. Я понимаю, если этот пункт против них приняла бы «Единая Россия», а то ведь сами же и инициировали. Сами приняли, а теперь игнорируют.
- Кроме этического аспекта, такие технологии еще чем-то чреваты?
- Пять человек на участке, а сколько таких участков в Москве, Московской области и в близлежащих регионах? И все основные выплаты привязаны к итогам голосования. Теперь представьте ситуацию, что СПС получит 6,9% голосов, как это уже было в некоторых регионах. Тогда Немцов, Белых или Надеждин всем агитаторам скажет: «Товарищи! Так как мы не прошли семипроцентный барьер, денег вы своих не получите. Мы с вами как договаривались? Если партия проходит в Госдуму, то мы выдаем вам все ваши бонусы, если же нет – то не выдаем».
Что тогда будет? Представляете?! Сколько будет человек, которые мотивированы возвратом недополученных денег? По нашим прикидкам, каждый из них недополучит от 10 до 30 тысяч рублей. Также мы подсчитали, что Москва, Подмосковье и соседние области в этом случае могут собрать порядка ста тысяч человек. И вот они все дружно приезжают, например, на Старую площадь. Представьте, что тогда будет?
И этим людям уже не надо платить за участие в митинге – они и так мотивированы. Их настроят на то, что если СПС пройдет, то им заплатят. Это очень сильная мотивация. Причем, это будет вовсе не бесплатный для СПС митинг или даже серия митингов. Они легко могут устроить российский Майдан. Тут даже из Свердловской области, где у Бакова много надежных кадров, никого привозить не придется.
Но его люди и так без работы не останутся. Он постоянно «командирует» их в различные регионы. То направил в Коми «временно безработную» из Свердловской области (кстати, решением республиканского суда признано, что она занималась подкупом избирателей), то в Приморье – «двойника» Виктора Черепкова, который на самом деле является токарем из Екатеринбурга. Имя и отчество полностью совпадают.
- Неужели в Коми и даже в Приморье не нашлось местных кадров?
- Зачем, когда есть свои и надежные? Я могу сказать, что в Воронеже, Ставрополе, Красноярске и других территориях активно работают бабушки из Екатеринбурга. Вообще если на выборах работает кто-то из Свердловской области, то с вероятностью 99,99% можно сказать, что это – баковский человек.
- В чем специфика «баковской» линии в СПС?
- Баков всегда работал по технологии «навешивания лапши на уши». А кому проще ее навешать? Средний класс на такое вряд ли поведется. Вот Баков и делает акцент на бабушек. На них всегда преимущественно были рассчитаны все его проекты: это и движение «Май», и профсоюз «Профи», и другие начинания. Баков работает на электорат бабушек.
- Как вы расцениваете, что Никита Белых назвал ваше письмо в Центризбирком доносом?
- Разве так пишется донос? Это делается где-нибудь в укромном уголке и тайно куда-то отсылается. А у нас – открытое письмо. При этом могу сказать, что мы его пока еще в Генпрокуратуру и МВД не отсылали. Мы просто хотим, чтобы наши товарищи по демократическому лагерю как-то одумались и перестали нарушать демократические принципы выборов – потому что с этими нарушениями нас в Евросоюз никогда не возьмут. А Демпартия сейчас делает все, чтобы Россия стала полноправным членом европейского сообщества. Поэтому мы просто ходим дружески похлопать СПС по плечу и сказать: «Ребята, не надо грязных технологий!»
- Есть ли у вас доказательства того, что баковская «сетка» нарушает 62-ю статью Закона о выборах в Госдуму?
- Да, и мы в ближайшее время представим их общественности.