Вопрос о лидере объединенной оппозиции по-прежнему остается актуальным. С известными оговорками на президентских выборах 2 марта оппозиция могла бы объединиться вокруг лидера РНДС Михаила Касьянова. Но Центризбирком отказался зарегистрировать его в качестве кандидата в президенты. «Национальный журнал» обратился с политикам и политологам с вопросами о лидере, который мог бы объединить оппозицию и о перспективах союза «несистемных» оппозиционных сил с коммунистами.
Эдуард Лимонов ("Другая Россия")
- Кто мог бы возглавить оппозиционное движение?
- Единственные, кого я вижу - это себя и Каспарова. Все прежние политические организации оказались либо недостаточно сильными, либо дискредитированными, либо приспособленными только к условиям парламентской борьбы. Сейчас другой период в истории нашей страны, когда парламентская борьба невозможна. Власть заминировала все подходы к парламенту, поэтому такой борьбы просто нет. В данном случае Кремль превратился в орган, который отбирает людей на выборы, отбирает политические партии на выборы. Кого считает неконкурентными себе, того допускают.
Нынешние лидеры якобы оппозиции вести политику конфликтов не способоны. Ни Зюганов, ни старые партийные организации. Единственная организация, которая подает надежды – это "Другая Россия" как широкая коалиция. Ей тоже много остается еще пожелать, но она хотя бы на верном пути.
- А что Вы думаете о ситуации в КПРФ?
- Мы можем желать более решительного лидера во главе КПРФ. Но я думаю, что КПРФ придется уйти и уступить свою нишу. Когда люди бегут и впереди кто-то бежит медленно, то их рано или поздно обгоняют другие. Компартия бежит медленно. Они уже 15 лет нам обещают трудящимся "будет прекрасно", а никому не прекрасно. Они все, что могли, проиграли, ни одной победы у них я не вижу, они меня просто раздражают. "Уйдите с лыжни!" это называется.
Марк Урнов (политолог):
- Кто мог бы возглавить оппозиционное движение?
- Про выборы говорить бессмысленно, если говорить про либеральную оппозицию, потому что там сейчас никого практически нет. Что касается вне президентских выборов, то об этом вопрос сейчас рано задавать, потому что оппозиция либеральная продолжает прибывать в характерном для нее расколе. И если, допустим, выступил Немцов с некоторой инициативой, люди ответили, кто-то сказал, что будут готовы к кооперации, что надо создавать единое движение, дай бог, чтобы это было сделано. Но пока отклика от "Яблока" я не слышал и не очень уверен, что "Яблоко" к тому будет готово.
Я думаю, что об этом говорить рано, у меня вообще такое ощущение, что пока не произойдет некая поколенческая ротация, эти вопросы будут чисто абстрактные. Если даже такое мощное давление, такие проигрыши на выборах в Думу не сработали, то значит, видать, не судьба.
- Насколько реален союз с коммунистами?
- Я вообще не думаю, что единая оппозиция могла б сейчас как-то сформироваться, такая вот - "Народный фронт - против", не думаю. Кто-то мог бы поддержать Ивана Мельникова (первый заместитель председателя ЦК КПРФ - ред.), но вот такой институализированной поддержки со стороны известных либеральных партий, думаю, он не получит. Может быть, в лучшем случае, на уровне частного заявления отдельных раскрученных представителей оппозиции.
Так или иначе, если мы посмотрим на то, что происходит в оппозиции, каждый из них говорит о готовности с кем-нибудь скооперироваться, но в тот момент, когда кто-то говорит, что готов, другой говорит, а я не очень - и все остается так, как оно и есть. А готова, например, вся "Другая Россия" кооперироваться с Мельниковым – вопрос спорный. Это проблема Коммунистической партии как таковой, признание коммунистами позитивной роли Октябрьской революции, Ленина, Сталина. Естественно, это многим из либеральной оппозиции и либеральным избирателям будет мешать.
Сергей Гуляев (движение "Народ"):
- Кто мог бы возглавить оппозиционное движение?
- Я не думаю, что одна фигура может сейчас объединить оппозицию. Может вызывать ревность и подозрение со стороны соратников. Поэтому, я считаю, что надо собрать подобие "Комитета-2008", в который вошли бы лидеры реально действующих оппозиционных движений, групп, партий, и дальше уже определять тактику и стратегию нашей борьбы с действующим режимом. Это могут быть совершенно разные люди: и Гарри Каспаров, и Михаил Касьянов, и Сергей Гуляев, и Володя Рыжков, и еще целый ряд деятелей, которые могли бы, как из системной, так и из несистемной оппозиции, людей, которые бы понимали, что так дальше жить нельзя.
- А как Вы оцениваете перспективы союза с деятелями КПРФ?
- Если бы Мельников пошел вместо Зюганова как кандидат в президенты, поддержали бы однозначно. Даже если бы Алферов пошел вместо Зюганова, его поддержали бы даже самые крайние правые, потому что он человек безусловно авторитетный. Что касается Мельникова, я думаю, что и это была бы достаточно компромиссной фигурой для поддержки на выборах президента.
Как дальше себя поведет, как дальше будет складываться? Думаю, что 2 марта будут похороны КПРФ вообще. Из-за того, что Зюганов пытается играть по правилам Кремля, идет на сговор, то, что сегодня я слышал в его заявлении (дрогнувший голос): "Мы будем продолжать, нас никто не выведет из этой борьбы". Я понимаю, что человек обязан Кремлю или на Зюганова в Кремле такой крюк есть, что им можно манипулировать абсолютно. Поэтому никакая это не оппозиция в лице господина Зюганова и за него бесполезно голосовать.