В «Справедливой России» появились очередные раскольники из региональных и местных отделений. Руководство СР они обвиняют в коррупции и грозят проведением альтернативного съезда. В случае неудачи большая часть уйдет в «Родину». Эксперты и представители «Справедливой России» считают происходящее имитацией раскола в партии, которая, впрочем, нуждается в реформах.
В небольшом конференц-зале гостиницы «Золотое кольцо», обитом пафосным зелено-золотым штофом, за столом сидят 10 человек. Они по очереди рассказывают о собственном пути в партии «Справедливая Россия», о конфликтах с ее руководством и требуют отставки председателя партии Николая Левичева и ее лидера Сергея Миронова. Некоторые режут ножницами партбилеты. Типовые обвинения - формирование партийных списков на непубличной основе, включение в них региональных бизнесменов, а не активистов, снятие с должности руководителей партячеек без объяснения причин и даже использование партийного штаба для хранения паленого алкоголя. Статус собравшихся - экс-руководители местных отделений, члены политсоветов региональных отделений, экс-кандидаты от «Справедливой России» на выборах разного уровня. По итогам совещания недовольные «эсеры» приняли заявление, в котором призвали Миронова и Левичева покинуть руководящие посты в партии, а других членов СР - присоединиться к этой инициативе. Еще они заявили о желании провести альтернативный съезд в феврале - марте 2013 года, хотя, как они это сделают, юридически раскольники пока себе представляют слабо. «Пока мы лишь заявляем о формировании оргкомитета. Будет ли это съезд или собрание - разберемся, пока нужны консультации с юристами», - говорит инициатор собрания, депутат муниципального собрания Раменского района Московской области Владимир Лактюшин. На лацкане у Лактюшина значок «Движения в поддержку обороны и флота», которое возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин, исторический лидер партии «Родина», на чьей организационной базе в 2006 году была сформирована «Справедливая Россия». Симпатий к «Родине» не скрывает большинство собравшихся, говоря, что она является одной из возможных альтернативных площадок, если борьбу за власть в СР фрондеры проиграют. Еще одна претензия собравшихся к Левичеву и Миронову - поддержка протестных митингов зимой 2011-2012 года. Внутрипартийная оппозиция называет это политической ошибкой. В «Справедливой России» и экспертном сообществе к деятельности новых раскольников относятся скептически. Председатель партии Николай Левичев называл группу недовольных «не раскольниками, а откольниками». «Большинство из них давно откололись от партии. Это ничтожества, не заслуживающие внимания прессы, в большинстве случаев провалившиеся по собственной вине на выборах», - сказал Левичев «Газете.Ru». «В партии идет дискуссия, есть сторонники проведения реформ, но эти люди не пригласили никого из них на это собрание. Если бы они всерьез хотели добиваться перемен в «Справедливой России», то связались бы с Гудковыми, Ильей Пономаревым, Валерием Зубовым, которые публично выступают за реформы. Этого не было сделано, и это настораживает», - сказал «Газете.Ru» депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков.
Эксперты «Газеты.Ru» относятся к внутрипартийной оппозиции в СР не менее скептически, предполагая, что их действия могут быть инспирированы Кремлем. Второй подспудной задачей власти может быть создание партии патриотического толка, альтернативной ЛДПР, в расчете на следующий избирательный цикл, говорит директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«Я думаю, что есть программа-оптимум и программа-максимум. Программа-оптимум - имитировать раскол «Справедливой России», создать вокруг нее негативные информационные поводы, указать региональным элитам на слабость СР. Создавать сильную «Родину» задачи пока не стояло. Программа-максимум - да, создание сильной структуры, альтернативы ЛДПР, но всем очевидно, что с таким набором исполнителей это вряд ли достижимо», - говорит Виноградов.
Политолог Глеб Павловский, долгие годы сотрудничавший с Кремлем, отмечает, что «Справедливая Россия» обычно прирастала кадрами за счет людей, ушедших из «Единой России», и что нынешний отток кадров из нее вызван ощущением партийцами неясности электоральных перспектив ушедшей в глухую оппозицию властям партии в следующем выборном цикле.
«Справедливая Россия» прошла в Госдуму, позиционируя себя как партию, оппозиционнаую «Единой России», депутаты от СР принимали участие в протестных митингах 2011-2012 года. Не всем партийцам это пришлось по душе: в мае «эсеры» консолидированно голосовали против утверждения Дмитрия Медведева на посту премьера, что закончилось исключением из фракции нескольких депутатов во главе с Алексеем Митрофановым. Сам он был отблагодарен за партийную фронду председательством в комитете Госдумы по информационной политике и СМИ, а четверо его коллег - обещаниями, что голос фактически внефракционных депутатов (по закону, выйдя из фракции СР, они бы расстались и с депутатскими мандатами) будет услышан.
Союз с внесистемной оппозицией у «эсеров» продлился чуть более десяти месяцев. Лидер «эсеров» Сергей Миронов в конце октября заявил, что считает протестные уличные акции «белоленточного движения» бесперспективными. Это было воспринято аналитиками и оппозиционерами как иллюстрация того, что партия сталкивается с давлением из Кремля. Однако фронда, обеспокоенная радикализацией СР, не успокоилась.
«Рогозин выглядит на фоне Миронова восходящей величиной, и логично, что какие-то справедливороссы уходят к нему. Сейчас в администрации (президента) принимается решение по поводу игроков будущего политического цикла, и у «Родины» есть шансы оказаться среди них, хотя они не стопроцентны», - говорит Павловский. Проблемным для потенциального партийного проекта является всего одно: сейчас обновленную «Родину» возглавляет Алексей Журавлев, депутат Госдумы от «Единой России», единственный представитель «Конгресса русских общин» в парламенте. Периодически Журавлев выступает со смелыми и даже экзотичными инициативами, например, предоставления государственных денег в сфере кинематографа только на фильмы патриотического содержания. Дмитрий Рогозин же в управлении партией не участвует и, по словам источника в его окружении, партработой в ближайшее время заниматься не планирует, так как у вице-премьера слишком много работы в сфере оборонной промышленности, которую он курирует.