Не стихает резонанс, вызванный принятием в США "закона Магнитского". Его одобрили палата представителей и сенат конгресса США, а в минувшую пятницу подписал президент Барак Обама.
В российской Госдуме в настоящее время также рассматривается ответный законопроект, названный по имени погибшего в США двухлетнего мальчика Димы Яковлева. Он также вызвал бурную дискуссию - в основном из-за одной поправки, предусматривающей запрет на усыновление российских детей американскими гражданами.
Впрочем, речь немного о другом. Не секрет, что некоторые представители российской либеральной оппозиции активно участвовали в продвижении в США "закона Магнитского".
На эту тему с американскими законодателями общался, например, Гарри Каспаров, который летом 2011 года даже отвез в Вашингтон список из фамилий 380 российских чиновников, которыех, по его мнению, следовало бы распространить действие "закона Магнитского". А журналист Владимир Кара-Мурза с февраля по май 2011 года от имени российской оппозиции вел в американском конгрессе переговоры о расширении категорий лиц, которые подпадают под действие визовых санкций в рамках "закона Магнитского".
Сам закон должен вступить в действие через 90 дней после подписания его американским президентом. Списков как таковых еще нет. Не получится ли так, что американские чиновников просто воспользуются теми, что уже были предложены российскими оппозиционерами? Обрела ли оппозиция своего рода "дубинку", которую может теперь использовать по своему усмотрению? С этим вопросами "Национальный журнал" обратился к экспертам.
Политолог Николай Миронов:
- Не назвал бы это "дубинкой". Риск, что оппозиция будет использовать "закон Магнитского" в своих интересах и шантажировать своим "влиянием" общество и власть, безусловно существует. Но на самом деле это влияние не так уж велико.
Тут скорее наоборот - им "говорят", что надо делать или они сами проявляют инициативу, ожидая одобрения. Не стоит думать, что "лидеры протестов" могут "снять трубку" и включить то или иное лицо в "черный список". Хотя, конечно, они регулярно будут "информировать" заинтересованные службы обо всех фактах "нарушений прав человека" в России. А дальше все будет зависеть от этих самых служб - дадут они ход информации или нет.
В любом случае оппозиция наверняка попытается извлечь выгоду из ситуации, но это будет главным образом пиар для их российских сторонников и непросвещенной публики.
Главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев:
- Никакого отношения к самому списку, к "закону Магнитского" оппозиция не имела, это не под их давлением. Они могли высказываться, но никакого давления на сенат оказывать не могли, это все ерунда.
Они могли быть укольчиками, но такими, которые никогда не вызовут того, что это вызвало. А списки - их никто не подпустит к этим спискам, потому что в госдепе сидят гораздо более серьезные люди, даже чем в кремлевской администрации. И если и будут составлены какие-то реальные списки когда-либо, то никакая оппозиция не будет к ним иметь никакого отношения, вообще даже близко.