В канун 70-летия Сталинградской битвы депутаты городской думы Волгограда инициировали переименование города в Сталинград. Причем только на определенные дни. Обычно город будет называться по-прежнему - Волгоград, а в Дни памяти Великой Отечественной войны, то есть шесть раз в году, - Сталинград.
Памятные даты выбрали такие: 2 февраля (день разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве), 9 мая , 22 июня , 23 августа (день памяти жертв массированной бомбардировки Сталинграда немецко-фашистской авиацией), 2 сентября (день окончания Второй мировой войны), 19 ноября (день начала разгрома фашистских войск под Сталинградом).
Депутатская инициатива вызвала широкий резонанс в обществе. Некоторые граждане сочли такое решение патриотическим. Другие же, памятуя о количестве жертв сталинского режима, были возмущены идеей переименования. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что жители города могли бы решить этот вопрос на референдуме.
Этой теме посвятил свой материал информационный ресурс "Правда.Ру".
Издание приводит высказывание Николая Сванидзе, который уверен, что референдум в таких ситуациях - штука опасная. По мнению журналиста, все зависит от того, как настроить граждан: «Поэтому и здесь речь идет о том, что глас народа не всегда глас Божий".
Переименование Волгограда в Сталинград - это не есть стремление к исторической точности или уважение к защитникам город, убежден писатель Дмитрий Быков: «Это откровенная любовь к Сталину и желание видеть его имя увековеченным на карте родины. Это желание поставить на карту родины его сапог".
"Правда.Ру" сожалеет о том, что сегодня существует некое общество, условно названное "общество любителей баварского". Это те люди, которые считают, что лучше бы Германия победила в войне - пили бы баварское пиво, заедали бы сосисками... Таким людям ничего не стоит оскорбить ветеранов, обвинить их в защите кровавого режима.
"Оскорбление ветеранов - это мерзость, цинизм. Эти люди должны быть святыми - они защищали страну, народ, свое Отечество, проливали кровь. И то, что они остались живы, это величайшее чудо Божие, миллионы отдали свои жизни», - рассказал изданию член Общественной палаты РФ, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский. Он считает, что нужен закон, который защищал бы ветеранов от оскорблений. Наказывать за оскорбление нужно вплоть до лишения гражданства. «Люди, которые защищали наши жизни, наше будущее - это святое", - подвел итог Ряховский.
Главный редактор "Литературной газеты", писатель Юрий Поляков уверен, закон нужно принимать по аналогии с израильским законом об отрицании Холокоста. Отрицание Холокоста во многих странах считается преступлением, за которое предусмотрена реальная уголовная ответственность. «Должен быть закон, по которому человек, который этим занимается, должен нести ответственность. Если это злостная детальность, должна быть уголовная ответственность. Если он пользуется служебным положением, работая в прессе, на радио, на телевидении, значит, должно быть соответствующее наказание по профессиональной линии", - посоветовал Юрий Поляков.
Президент фонда "Холокост" Алла Гербер против того, чтобы применять в данном случае какие-то репрессивные меры. Она считает, что достаточно пропаганды. Алла Гербер отмечает, что среди актеров, ученых, писателей есть уважаемые люди: «И они должны достойно и спокойно говорить о том, как это низко и как это подло оскорблять тех, благодаря кому мы живы и существуем на этой земле", - подчеркнула она.
«Национальный журнал» обратился за комментарием к актеру, режиссеру, члену Союза кинематографистов России, президенту Гильдии актеров кино, заслуженному артисту России Борису Галкину. «Что касается нашей истории - эта ценность не подвергается никакому сомнению. Но с культурой у нас - беда. Людей, которые позволяют себе кощунство или оскорбления в адрес ветеранов, нужно просто судить. Так поступают израильтяне и, наверное, это правильно. Я был в Иерусалиме 8 мая на праздновании Дня Победы. Народу было тьма: от мала до велика. На мероприятии присутствовали около трех тысяч ветеранов. Атмосфера поклонения, преклонения, трепета перед этими людьми жива и по сей день, хотя прошло уже столько лет со дня окончания войны», - сообщил «Национальному журналу» Борис Галкин.