В преддверье паводков МЧС обнародовал список регионов, риск затопления в которых наиболее высок. В конце марта региональные власти отчитались о готовящихся мероприятиях, на предотвращение паводков и о суммах, которые будут направлены на предотвращение их последствий.
Часть средств выделяет МЧС, остальные поступают из региональных бюджетов и местных источников. На случай чрезвычайных ситуаций, связанных с весенними паводками, в 2013 году в России был создан Финансовый резерв в 80 миллиардов рублей, о чем сообщили в департаменте гражданской защиты МЧС РФ 27 марта.
Насколько эффективно расходуются средства, попытался выяснить информационный портал Bigness.ru.
Своим видением ситуации поделилась заместитель начальника Управления информации МЧС России Елена Смирных: «У нас используются различные механизмы по снижению рисков. Это и сбросы воды, но это грамотные технически проработанные, согласованные со всеми заинтересованными службами и плюс собственниками МГТС, которые обеспечивают поддержание уровня воды в нормальном состоянии». Помимо возведения гидротехнических сооружений и специальных плотин, которые регулируют уровень воды в водоемах, в целях обеспечения безопасности была создана достаточно большая группировка, которая «составляет более ста тысяч единиц техники», 253 единиц авиационной техники и более 9 тысяч единиц плавсредств.
Некоторые эксперты утверждают, что не всегда суммы, направленные на превентивные меры, используются по назначению. По словам начальника информационно аналитического центра Московского государственного университета природообустройств, Сергея Беднарука, существуют различные методы и подходы, начиная от структурных или инженерных методов защиты отдельных объектов и территорий и заканчивая другими, которые сейчас в европейских странах признаются более правильными. Это так называемые адаптационные методы. Они помогают приспосабливаться к природным явлениям, таким как паводки и наводнения, которые были, есть и будут, это было записано еще в руководстве Европейской комиссии ООН по устойчивому предупреждении наводнений. Беднарук утверждает, что «В подходах, которые сейчас осуществляются, кроме основного направления на освоение средств, больше ничего не видно. Реальная эффективность осуществленных в последние годы и продолжающих осуществляться затрат никем не оценивается, да и похоже эта оценка, по понятным причинам, никому не нужна».
Заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Максим Шингаркин считает, что совсем скоро необходимость ежегодно тратить огромные суммы на весенние противопаводковые мероприятия может отпасть: «В комитете ГД в настоящее время разрабатывается принципиально новый методический подход, согласно которому по всем водным объектам, относящимся к категории паводкоопасных, будут сформированы многолетние программы управления рисками и выделены полномочия в части проведения профилактических мероприятий, в том числе и муниципалитетам».
Для того, чтобы главы муниципалитетов проводили мероприятия только в тех случаях, когда они действительно нужны, будут установлены четкие критерии. Кроме того, в документе заранее будут прописаны полномочия и необходимые мероприятия.