Общественно-политическое издание

Bloomberg: Почему Россия не повторит судьбу СССР

26 августа 2015 14:18

Советский Союз разрушила не дешевая нефть, а коммунизм, утверждает в своей статье для Bloomberg Леонид Бершидский. По его словам, хотя "путинская Россия" зависит от нефти сильнее СССР, ее не ограничивают "ни идеология, ни принципы". Кроме того, Владимир Путин продемонстрировал, что может быть прагматичным, а его реакция на текущий кризис должна помочь Москве "выдержать этот шторм".

Обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский в своей статье под названием "России не грозит участь Советского Союза" пишет: "Если вы считаете, что низкие цены на нефть уничтожили Советский Союз, то резонным будет вопрос: не приведет ли текущее падение цен на сырье к свержению президента Владимира Путина или даже к распаду России".

Однако, подчеркивает автор, "советскую империю" разрушила не дешевая нефть, а коммунизм. Путинская Россия, по словам обозревателя, зависит от нефти сильнее своего предшественника, однако ее не ограничивают "ни идеология, ни принципы", и "это может помочь режиму удержаться у власти", говорится в статье. СССР, считает Бершидский, был "странным видом нефтедобывающей страны".

Автор приводит данные, согласно которым в 1985 году ископаемое топливо составляло почти 53% советского экспорта. Однако лишь 62% нефтепродуктов и 45% природного газа продавались по рыночным ценам за "твердую валюту". Остальное поставлялось странам Совета экономической взаимопомощи за переводные рубли (единую валюту этого "советского блока"), либо сырье отправляли странам — сателлитам СССР в обмен на товары, причем не во всех этих товарах Москва испытывала нужду.

По сути, отмечает Бершидский, это была система субсидий. Большая часть твердой валюты, которую Советский Союз получал от экспорта, расходовалась на приобретение зерна, подчеркивает обозреватель Bloomberg. Проведенная во времена Сталина коллективизация и последующий упадок советского сельского хозяйства превратили Россию из главного экспортера зерна в мире в самого крупного импортера этой сельхозпродукции.

Далее Бершидский приводит слова Егора Гайдара, который в свое время заявил, что, после того как Саудовская Аравия прекратила поддерживать цены на нефть, руководство СССР столкнулось с тяжелым выбором между тремя вариантами.

Во-первых, можно было "распустить восточно-европейскую империю" и прекратить бартерную торговлю нефтью и газом со странами социалистического лагеря. Однако, отмечается в статье, в 1985 году любой генсек, который предложил бы эту идею, рисковал потерять свой пост.

Во-вторых, был вариант сократить импорт продовольственных товаров на 20 миллиардов долларов — именно эту сумму потерял СССР в результате падения цены на нефть. Однако на практике этот вариант означал введение карточной системы, сравнимой с той, что действовала во времена Второй мировой войны. И руководство страны понимало, что в этом случае советская система не продержится и месяца, поэтому данный вариант всерьез никогда не рассматривали, цитирует слова Гайдара Бершидский.

В-третьих, можно было провести радикальное сокращение военных расходов, однако в этом случае руководство СССР рисковало столкнуться с серьезным конфликтом с региональными и промышленными элитами, поскольку большая часть советских городов зависела исключительно от ВПК.

По словам Гайдара, все три варианта оказались с политической точки зрения неприемлемыми, поэтому ЦК КПСС просто решил проигнорировать проблему и одолжить деньги у западных банков, пока кредитные рейтинги страны все еще были высокими. "Остальное история, — подытоживает Бершидский слова реформатора. — Да, падение цены на нефть поспособствовало развалу Советского Союза, но оно просто ускорило распад системы, которая ставила идеологию превыше экономики".

Обозреватель Bloomberg отмечает, что, хотя "путинская Россия" зависит от нефти еще больше, чем СССР, ее экономическая система крепче.

Россия, "несмотря на то что Путин недавно перешел на имперскую, глубоко консервативную идеологию, является капиталистической страной", отмечает Бершидский.

Кроме того, страна сейчас занимает четвертое место по экспорту пшеницы и, в отличие от СССР, может прокормить свой народ. Доля импортных продовольственных товаров на российском рынке продуктов питания в первом квартале 2015 года составляла 32%, однако эти продукты главным образом служили для того, чтобы создать разнообразие, отмечает автор статьи.

Тем не менее современная Россия, пишет Бершидский, не смогла воссоздать "былую империю". "Возможно, это некое благословение, что цены на сырьевые товары, скорее всего, останутся низкими, поскольку напряженное положение с доходами может остановить Путина от новых захватов территорий или от покупки новых союзников", — считает обозреватель Bloomberg.

Далее автор отмечает, что в настоящее время больше всего доходов от нефти уходит на социальную сферу, расходы на которую при Путине были серьезным образом увеличены для формирования "лояльного" электората, и на "катастрофическую коррупцию" в крупных госкомпаниях, представляющих собой основу российской экономики.

Однако, отмечает Бершидский, российский президент уже продемонстрировал, что он может "изменить свою точку зрения по обоим вопросам".

Так, пишет автор, после того как начали падать цены на нефть, Путин воспринял девальвацию как способ удержать экономику страны на плаву, и этот "инфляционный налог" стал тяжелым испытанием для верных российскому президенту избирателей.

Кроме того, правительство провело сокращение расходов на здравоохранение и образование. "Эти сокращения расходов, возможно, мелочь, если учесть масштабы падения цены на нефть, но они демонстрируют готовность Путина переложить на российский народ часть тягот, вызванных ситуацией на рынке углеводородов. Это рискованная тактика, однако она лучше, чем режим отрицания проблемы руководством СССР", — считает автор.

Изменилась также и ситуация с "дружками режима", которые до недавнего времени казались неприкасаемыми, говорится в статье. В качестве одного из примеров Бершидский приводит тот факт, что на прошлой неделе "Путин уволил своего друга Владимира Якунина" с поста главы РЖД.

"Путин показал, что он может быть прагматичным, и его реакция на кризис, которая, хотя и во многом не без изъяна, должна помочь России выдержать этот шторм", — подытоживает свою статью для Bloomberg Леонид Бершидский.

Статьи