Общественно-политическое издание

Психологи объяснили пользу демонстрации волнения перед другими людьми

17 ноября 2015 13:44

Волнение дает человеку преимущество перед теми, кто предпочитает держать эти сильные эмоции в себе или вовсе отгораживаться от них.

В частности, открыто переживающие люди оказываются лучше подготовлены как к хорошим, так и к плохим новостям по итогам жизненно важного, поворотного события. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (США). 

В рамках исследования психологи наблюдали за 230 выпускниками юридических школ Калифорнии за две недели до выпускного экзамена и в течение четырех месяцев после него. За весь период наблюдений испытуемые заполнили несколько различных опросников. Таким образом ученые выявляли, насколько высок уровень испытываемой выпускниками тревоги; как много энергии у них отнимают мысли об экзамене; как часто школьники стараются отвлечься или скрыть испытываемые эмоции; насколько уверены в том, что сдадут экзамен; как много времени посвящают мыслям о своих действиях в случае неудачи. 

Исследование выявило существование трех стратегий поведения во время ожидания: абстрагирование от происходящего, позитивное отношение к грядущим событиям (рассуждения о возможной неудаче в духе «нет худа без добра») и открытое волнение с ожиданием худшего исхода. Последняя стратегия, называемая учеными «оборонительный пессимизм», подразумевает, что человек готовится к худшему, в то же время надеясь на лучшее. 

Из всех испытуемых экзамен сдали 85%. Тех же испытуемых, которые потерпели неудачу, спрашивали о том, согласны ли они с оценкой, могут ли принять ее и чувствуют ли облегчение. 

Выяснилось, что участники, положившие силы на то, чтобы отвлечься от неприятных мыслей и волнения, чувствовали во время экзамена большую тревогу, чем остальные. Поэтому данная стратегия была признана неэффективной в период ожидания. 

Школьники, сильно волновавшиеся в период ожидания, были приятно удивлены в случае успеха. В том же случае, если им не удавалось сдать экзамен, они демонстрировали сильную мотивацию пересдать его при первой же возможности. 

Выпускники, старавшиеся позитивно думать об экзамене, относились к положительному результату сдержанно положительно, к отрицательному - с чувством недоверия и отрицания. 

Статьи