Добро пожаловать на передачу DEFCON 3, я Кейти Макфарланд. Россия снова взялась за старое. На прошлой неделе российский самолет пролетел на бреющем полете над кораблем ВМС США "Дональд Кук", находившимся в международных водах. А теперь российский истребитель пролетел в опасной близости от разведывательного самолета США, находившегося в небе над Балтийским морем.
Так что же стоит за этими военными провокациями и что США могут с ними сделать? Чтобы дать свой аналитический комментарий по этому вопросу, к нам присоединяется Джеймс Карафано из организации Heritage Foundation. Спасибо, что пришли, Джим. Так что же происходит? Что задумали русские?
ДЖЕЙМС КАРАФАНО, вице-президент Heritage Foundation по вопросам внешнеполитических и оборонных исследований: Прежде всего, если кто-то посмотрит на все эти происшествия и скажет: "О, боже мой, Россия стала более агрессивной", — то я на это отвечу: "Вы что, с Луны свалились?" Путин делал такие вещи годами: полеты на границе российского воздушного пространства, подлодки в Арктике. Так что такая манера поведения характерна для России уже очень давно.
Так что нам с этим делать? Ответит ли на это каким-либо образом нынешний президент или же нам придется просто подождать нового президента?
ДЖЕЙМС КАРАФАНО: Это хороший вопрос. Многие люди считают, что нужен симметричный ответ. Вы бросаете в меня камень, я в вас — палку. Но тут так не пойдет. В первую очередь, командиры будут совершать действия, которые обеспечат безопасность войскам. Если бы они действительно считали, что российский корабль или другой объект представляет военную угрозу США, они бы сбили его. И я думаю, что российская сторона это понимает.
То, что делает Россия, — это чистой воды выпендреж. Но не нужно в ответ на это сбивать самолеты. Нужно показать России, что мы жесткие и серьезные люди, и сделать это можно множеством способов. И нам следует начать это делать, поскольку сейчас мы этим не занимаемся.
Назовите пару способов в качестве примера. Как мы можем им показать, что мы не в игры играем?
ДЖЕЙМС КАРАФАНО: В первую очередь вот такой пример. Скоро встанет вопрос о продлении санкций, введенных из-за ситуации на Украине. И европейские страны уже ноют. Они говорят, мол, Россия действительно ведет себя лучше в Сирии. Но я спрашиваю: ребята, какое это имеет отношение к Украине? Ну, на Украине она менее агрессивно себя ведет. Это так, но Россия так и не выполнила все те условия, выполнение которых необходимо, для того чтобы эти санкции были сняты.
Так что в мае на саммите "Большой семерки" президенту США нужно ударить кулаком по столу и заявить, что до тех пор, пока Россия не выполнит условия для снятия санкций, никаких ей поблажек не давать. И президенту стоит чаще подобным образом проявлять жесткую позицию.
Хорошо. А что будет, если Путин и в Прибалтике начнет действовать так же, как и на Украине: гибридная, "странная" война, в которой российские войска и солдаты вроде как не участвуют, но на самом деле именно они и воюют, просто они сняли свою форму и перекрасили борта танков?
ДЖЕЙМС КАРАФАНО: На данный момент, если Путин начнет действовать в Прибалтике, то, я предполагаю, над этим регионом будет развеваться российский флаг еще до того, как нынешний президент успеет что-то предпринять. В первую очередь, у нас нет военных средств, чтобы остановить российские войска. И речь идет не только о сухопутных войсках. Мы не можем даже воздушное пространство над Прибалтикой контролировать.
Так что если он начнет военные действия, то нам придется ой как несладко. А учитывая то, в каком состоянии сейчас находятся американское руководство и НАТО, альянс будет неделями сидеть и размышлять, что же делать. Так что игра будет окончена еще до того, как кто-то что-либо сделает. Вы можете почитать находящуюся в свободном доступе российскую литературу — в России все время об этом говорят.
Итак, завтра состоится очередной раунд [предварительных] выборов. Примечательно, что Дональд Трамп назвал Путина сильным лидером и заявил, что смог бы вести с ним дела. Остальные кандидаты от Республиканской партии заявили обратное, и даже Хиллари Клинтон считает, что нам нужно дать России отпор. А что вы думаете?
ДЖЕЙМС КАРАФАНО: Я думаю, что все они неправы. Я отмечу две вещи. В первую очередь, Дональд Трамп не получал засекреченные разведывательные сводки. И если он станет кандидатом в президенты США, то первое, к чему он получит доступ, — это засекреченные разведывательные сводки, которые получает президент. И когда он узнает правду об этом режиме, и не от аналитиков или кого-то еще, а от людей, которые собирают разведданные, то он, я полагаю, изменит свое нынешнее мнение о Путине.
Кроме того, Трамп говорит, что он хочет вести дела с Путиным. Что ж, вести дела с Путиным можно, но делать это нужно с позиции силы. В первую очередь необходимо показать, что вы настроены крайне серьезно и что вы не позволите этому парню вас дурачить, и тогда он, возможно, выслушает вас. Так что вести с ним дела можно, но сначала нужно послать несколько очень четких сигналов: восстановить структуру вооруженных сил в Европе, создать средства для защиты европейского воздушного пространства, ткнуть ему в глаз пару раз, и тогда он, может быть, сядет за стол переговоров и побеседует с вами.
Мне нравится идея ведения переговоров, когда вы держите руки на шее вашего собеседника. Я всегда считала, что это самая выгодная позиция для переговоров.
ДЖЕЙМС КАРАФАНО: Именно. С Россией это работает.
Раньше это работало в отношении России, так что давайте повторим. Спасибо. С нами был Джеймс Карафано из Heritage Foundation.