Продолжают поступать комментарии в связи с убийством Анны Политковской. Напомним, обозреватель «Новой газеты» была убита в подъезде своего дома в Москве 7 октября.
Aндрей Караулов, тележурналист:
Гибель Анны Политковской выгодна прежде всего тем, кто сегодня, как ни парадоксально, больше всего об этом говорит. В какой-то момент журналисты, которые разрабатывают острые темы, тем более, такие как Чечня и коррупция, становятся своего рода мишенью для тех, кто разыгрывает свою собственную политическую карту.
Вспомните, как было с Гонгадзе. Кучма говорил Бог знает что об этом человеке, что само по себе уже преступление. Тогда экс-президент Украины был пьян и, к тому же, он не самый умный политик – как, собственно, и показало время. Однако во время подобных разговоров всегда есть кто-то третий или четвертый – те, кто слышат такого рода заявления. И дальше, при удобном моменте, они дают ход услышанной информации – тогда, когда это становится удобно использовать.
Убийство Политковской – это желание еще раз скомпрометировать страну, Путина. Не говоря уже о том, что те важнейшие процессы, которые происходят в Чечне (о чем Аня писала очень откровенно, подробно), они амбивалентны – то есть сегодня никто не знает, чем это все может закончиться. А тут – трагическая гибель журналистки. Появился повод об этом говорить, кричать, обвиняя Путина во всех смертных грехах. Тем более, все произошло в его день рождения.
Думаю, нам всем нужно быть осторожнее, потому что, я предполагаю, это не единственная смерть, не последнее громкое убийство. Чем ближе выборы президентские, тем больше будет такого рода омерзительных акций. По любому, эта смерть не нужна власти – это очевидный факт, а то, что оппозиция уже сегодня устраивает пляски на крови, по-моему, говорит о многом.
Убийство Ани – это репетиция оранжевой революции и, в некотором роде, проверка боем. Страна проверяется на толерантность. Выясняется, прощупывается реакция общества – как оно отнесется к такого рода трагедии. Спокойно, или так, как это было, когда убили Листьева, когда тысячи людей шли, чтобы проститься с ним. В то время мало кто понимал, что Влада убили как бизнесмена, а не как политического журналиста, которым он, на самом деле, никогда не был.
Такая вот репетиция. А ее заказчики и политтехнологи сидят и смотрят на реакцию: будут ли митинги протеста, вспыхнут ли какие-то волнения среди молодежи, как сдетонирует громкое убийство на фоне ситуации с рынками, грузинами, убийствами инородцев, русским фашизмом и прочее, прочее, прочее. Да, они сидят, выжидают и смотрят на нашу реакцию. И, как ни странно, самое ужасное, что если мы все сегодня выйдем на улицу в знак протеста, то будут новые трупы. Причем, убивать будут известных людей, тех, чьи имена знает вся страна. И не обязательно журналистов.
От этого никак нельзя защититься. Надо просто быть умными. Надо понимать, что сейчас реально происходит вокруг борьбы за российский престол. Ведь все эти господа, уехавшие кто в Лондон, кто в Нью-Йорк, кто куда, они ждут 2008 года. Считают дни, а может быть даже часы. У них есть свой кандидат в президенты, и они это не скрывают. То, что Касьянов будет баллотироваться, это уже совершенно очевидно.
Я думаю, что ставка будет сделана на Касьянова, как и делалось перед президентскими выборами 2000 года, когда кандидат в президенты Иван Рыбкин вдруг поехал в город Киев. Михал Михайлович уже тогда мог стать руководителем страны – при определенных обстоятельствах.
Так что же тогда не случилось? А не случилось тогда… убийство Ивана Рыбкина. Если бы к 10-и утра в день голосования труп экс-спикера, образно говоря, был подброшен к воротам агентства Рейтерс, то результаты выборов пришлось бы аннулировать. За него, как за живого, проголосовали бы уже на Дальнем Востоке и в Чите. В результате – «полетел» бы весь список, включая Путина. А согласно Конституции, вся власть перешла бы к Касьянову.
Тогда этого не получилось. Рыбкин, слава Богу, остался жив. Я до сих пор убежден, что Иван Петрович прежде чем поехать в Киев, всю эту историю своего возможного убийства рассказал спецслужбам. У него просто нервы не выдержали. Ловли на живца не получилась. Теперь грядет 2008 год. И трупы уже становятся реальными. Боюсь, что это только начало.
Выборы в Госдуму будут досрочные, что совершенно очевидно. Это понятно по тому, как раскручивается «вторая партия» - объединенная партия Жизни, «Родины» и пенсионеров, которая набирает уже не менее 8% голосов.
Говоря об убийстве Политковской, можно с уверенностью сказать, что кто-то о нем знал заранее. Если вспомнить трагедии с Владом Листьевым и Димой Холодовым, то от Запада не было такой быстрой реакции. Также несколько вяло ответили они и на смерть гражданина США Пола Хлебникова. Но вот на убийство Ани реакция была подозрительно быстрой.
Точный ответ на этот вопрос все же должно дать следствие. Убежден, что власть это преступление раскроет. Но, повторяю, разыгрывается очень нехорошая карта, прежде всего, политическая.