Леонид Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем:
Нашим спецслужбам не было смысла убивать Литвиненко. Можно, конечно предположить, что это месть только кого-то из его бывших коллег, но маловероятно, чтобы они стали проводить операцию такого рода. Что было на самом деле – покажет следствие. Думаю, что он стал совершенно не нужен тем, кто его использовал, и они решили убрать его как лишнюю обузу – финансовую, человеческую и т.д. Другого варианта я не вижу.
Почему он говорил, что Хакамада передавала угрозы Путина Политковской? Безусловно, это полный бред. Но подобные технологии уже стали обычным явлением в деятельности криминальных сообществ и некоторых спецслужб – не российских. Человека заставляют делать сенсационное заявление, обещая ему деньги, и когда он это заявление делает, его убирают, чтобы заодно на кого-то конкретного указать. В данном случае – на Кремль и на российские спецслужбы. То, что угрозы исходили именно от Путина, это тоже полный бред. Мы знаем Путина, он крайне осторожен. И тем более, не станет вообще ничего передавать через Хакамаду.
А то, что Хакамада не подтверждает этот бредовый навет, как раз говорит о том, что убийство совершил кто-то из того окружения, в котором пребывал сам Литвиненко. Его использовали на полную катушку, а теперь убрали, так как он оказался уже не нужен. И чтобы не последовало потом разоблачения, чтобы он не отказался от своих заявлений, его просто убрали. Использовать до конца – и убрали. Это как раз принципы деятельности Бориса Абрамовича, это из его инструментария.
История о принятии Литвиненко ислама, включая просьбу считать его шахидом, показывает, что он окончательно запутался в своих действиях, готов принять любую религию и сделать любое заявление сделать. Это говорит, что он уже был совершенно не самостоятельным, находился уже в состоянии жизненной дезориентации. А кто-то им манипулировал – что ему предлагали, то он и делал.
Не исключено, что Литвиненко могли и давать специальные препараты, влияющие на психику. Но и без такого рода воздействий он находился в весьма сложном психологическом состоянии. Такого рода люди, которые где-то кого-то предадут и потом надеются заработать славу и много денег, потом обязательно становятся заложниками. На примерах наших советских перебежчиков видно, что у них у всех трагичная судьба.
Их используют до конца, затем начинают эксплуатировать, как рабов, а деться от этого они уже никуда не могут. И вот чтобы иметь что-то на хлеб, они готовы что угодно подписать, приписать и сделать. Из них выжимали что угодно: надо клеветать на Советский Союз – они клеветали. Западные спецслужбы практикуют это давно. Литвиненко стал таким заложником, рабом. Он зависел от Березовского и английских спецслужб зависел на 1сто процентов. И по-другому он не мог уже, потому что перед ним стояла угроза выдачи. И не исключено, что на него навесили еще какие-то долги.
Можно, конечно, сделать экспертизу его заявлений, в том числе психолого-психиатрическую. Причем, как письменных, так и видео. Ведь наша современная техника позволяет даже видео подделывать. Однако не думаю, что в этом будет особый толк. Ну, сделаем экспертизу, а дальше что? Кто воспримет ее? Пресса пошумит, помусолит – и все.
Тут очень сложная ситуация. Кто такой Березовский? Он тоже полностью несамостоятельный человек – заложник многих структур сегодня: и спецслужб, и политического истеблишмента, и транснациональных корпораций. По сути дела, он заложник всех. Ведь его могут убить и те же чеченские боевики, если он не станет их обслуживать, могут убрать британские же спецслужбы, а могут и вовсе выдать России – если сторгуются. Поэтому Березовского дергают за ниточки, а он изображает, что у него есть своя структура, и он дергает свои ниточки.
В этой связи далеко не случайным является и тот факт, что Литвиненко умер накануне важных международных встреч российского Президента.
Почерк убийств Политковской и Литвиненко очень похож на почерк Березовского. Но он может являться только организатором, но не заказчиком. Ведь он ни на что никогда не пойдет, пока не получит согласие своего шефа. Или эти убийства были согласованы, или он просто их организовал по приказу сверху. Уж слишком он сейчас повязан со многими структурами: криминальными транснационального характера, западными спецслужбами и внутрироссийскими олигархами. Тут такое переплетение, что разобраться крайне сложно.
Не могло у него быть никакой информации, что Политковскую «заказали» в Кремле. Если бы она досадила кому-нибудь из официальных структур и ее и захотели убрать, то гораздо проще было бы это сделать в Чечне. И списать все на боевиков. А тогда, когда она фактически стала отработанным материалом и даже не вызывала общественного внимания, то делать это было бессмысленно.
Российским же спецслужбам ликвидация Литвиненко абсолютно не нужна. Он сам им абсолютно не интересен. Да и в принципе подобные дела никогда не делаются напоказ – чтобы человек публично умирал и еще что-то говорил. К тому же, нет смысла проводить сложную операцию за рубежом с человеком, который уже ничего абсолютно не значит. Тем более, нынешним спецслужбам и лично Путину, когда он каждый грамм своего имиджа сегодня бережет и хочет уйти с хорошей репутацией. Ему абсолютно это не нужно.