Общественно-политическое издание

Выходные протеста: От абсурда до цинизма

18 декабря 2006 16:56

Москва успокоилась. Задержанные освобождены, протестующие отсыпаются, 8,5 тысяч милиционеров получили заслуженные отгулы. Обыватель, рассматривая телекартинку, недоумевает – что же это было?

И в правду, тут недолго и голову сломать. Все центральные телеканалы субботу и воскресенье радуют нас сюжетами с так называемого «Марша несогласных» - подчеркивая, при этом, его малочисленность и несогласованность.

Вот либералы «бьют» нацболов: Сосредоточено срывают транспарант «Сталин Берия Гулаг». На заднем плане слышны высказывания: «Если «Путин» дописать, будет в самый раз!»
Сложно у оппозиции с самоидентификацией.

Вот экс-премьер Михаил Касьянов под бдительным оком неприметных сотрудников Федеральной службы охраны (бывшего премьера, по закону, ФСО будет охранять еще долго) протестует против режима: «Кто, - спрашивает, - отнял у нас бесплатное образование? Кто, - недоумевает, - ликвидировал бесплатную медицину?»

Действительно, кто бы это мог быть? Председатель правительства, конечно, только второй человек в государстве, но все же…

А вот и «Россия молодая» осваивает приемы национал-большевиков. Прыгает по крышам и заборам с транспарантом «Привет маршу политических валютных проституток». Жжет фаеры. За «Румолом» бегает ОМОН и проводит задержания.
На все это с собачьей грустью взирают настоящие национал-большевики под партийными знаменами. В рядах соратников бегают молодые люди с мегафонами, призывают: «Нацболы, сохраняем спокойствие!» Демократические старушки рядом судачат: «Да нет, Лимонов обещал сегодня хорошо себя вести!»

Анпилов, судя по всему, хорошо себя вести отказался и в самом начале митинга в сопровождении пяти соратников покинул площадь - отправился по тротуарам на Театральную площадь.
В принципе, оппозиции не в чем себя упрекнуть – обещанный пешеходный марш по Тверской усилиями «трудороссов» состоялся.

Итоги политического цирку на Триумфальной: Около 2,5 тысяч участников, зрителей, журналистов, охранников ФСО. Около 2,5 тысяч милиционеров, которые откровенно недоумевали – чего ради их сюда согнали со всей Москвы и области? По одному ОМОНовцу на демонстранта – это даже для демократов многовато.

В общем, оппозиция традиционно обманула всех – обещали пять с половиной тысяч митингующих и марш несогласных по Тверской. Собрали две с половиной тысячи и ограничились митингом. Зато предложили «прогуляться как простые граждане» до Белорусской, в сторону, противоположную намеченной. Потом, правда, выяснилось, что именно эта дорога была согласована с милицией в качестве пути отхода собравшихся с митинга – Маяковская на вход была закрыта. И напрасно Анпилов ждал подхода колонны сторонников из «Другой России» на Театральной…

Смотрит на это телезритель, и недоумевает: да, смешно, да идиотично, но чего ради всему этому в эфире уделено столько внимания?
А деваться некуда: лево-правая оппозиция обещала экшн, марш под дубинками ОМОНа, тысячи собравшихся и все, что положено в таких случаях. Власти подготовились, подготовились СМИ, выделили минуты в эфирной сетке…
Наврали.

Вообще, обман в мелочах и по-крупному становится для отечественных оппозиционеров делом чести. Без каких-нибудь передергиваний и откровенной ерунды ни одно мероприятие не обходится. Взять, хотя бы, состоявшийся в воскресенье траурный митинг памяти убитых журналистов.

Его СМИ вниманием обошли, а жаль. Здесь, вопреки обещаниям, был и экшн, и прорывы ОНМОновского оцепления, и политика – в лозунгах, и оппозиционный полит-бомонд в виде верхушки партии «Яблоко» в полном составе. Аполитичная акция в память о журналистах, убитых при исполнении профессиональных обязанностей, удалась на славу, помянули широко, с размахом.

Обещали траурный митинг – прошли маршем по Тверскому бульвару. Обещали аполитичность – колонну возглавил Григорий Явлинский сотоварищи. Обещали помянуть убитых журналистов, а упоминали президента: «Путин обещал мочить террористов в сортире – «сортиром» становится вся Россия!»

Международный комитет защиты журналистов ставит Россию на далеко не почетное третье место в мире по числу убитых за последние 15 лет представителей СМИ. Международная организация приводит в своем отчете 42 фамилии.
Понятно, что в этом виновата власть. Власть у нас вообще виновата во всем.

Но это организаторов митинга не устраивает - 42 для них не цифра. «Журналистика в нашей стране остается одной из самых опасных профессий, - заявляют они. - За последние 15 лет в России было убито более 200 журналистов». На митинге появляются новые данные. «Цена свободы слова - 250 погибших», - гласит плакат.
Кто больше? Хорошая штука траурный аукцион: 250 раз, 250 два… 

Комментировать такие события просто не стоит. Какие могут быть комментарии к словам члена оргкомитета акции, журналистки "Новой газеты" Виктории Ивлевой-Йорк, которая рассказывает, что ее дети просто до дрожи испугались, узнав об убийстве Анны Политковской? А вот и трогательная сцена: 14-летний сын Ивлевой стоит на митинге с плакатом «Не стреляйте в мою маму!»…

Бог с ним, пусть обстановка в семье останется на совести родителей. Манипуляции с цифрами – на совести оргкомитета, «аполитичность» - на совести политиков и организаторов.

Непонятно одно – зачем? Вполне объяснимо желание ряда сотрудников СМИ помянуть погибших товарищей. Отчасти объяснимо даже желание сделать это прилюдно в центре Москвы.
Но почему так? И неужели кто-то всерьез полагает, что это добавит ему политических дивидендов?
Абсурд. Неладно что-то в датском королевстве.

Антон Пономарев

Петр Ермилин
Популярное