Константин Боровой, политик:
Все, что делает «Другая Россия» - это делается демонстративно. В общем, за этим объединением, к сожалению, не стоит какая-то идея. Это не идеологическая организация. Ее цель – просто раздражать, злить власть. Такая вот неразборчивость – как принцип.
Один известный человек начала 90-х годов (не хочу называть его имя), которого одно время причисляли к демократам, произносил такую фразу: «Почему у нас раздоры внутри политических движений? Мы же все вместе выступаем за одну цель – великая Россия, развитая экономика». Вот до этих пор с ним можно было бы согласиться, но дальше он перечислял следующее: «фашисты, коммунисты, демократы…». Понимаете, это же признак такой умственной отсталости!
Я очень уважаю Гарика. Он умница, шахматист, очень порядочный человек. Но он демонстрирует эту самую умственную отсталость в политике. Демонстрирует неразборчивость в политике. То, что делает «Другая Россия» - это вообще дискредитация и гражданского общества, и демократических идей. Каспаров делает это не нарочно. Это его неопытность в политическом процессе. Мы как-то общались с ним по поводу политики – когда я был еще в ней очень активен, а он этим совершенно не занимался. Могу сказать, что он девственно чист в этой области – совсем ничего в ней не понимает.
Каспаров – прекрасный аналитик в экономике. Но как эксперт и как действующий политик… Ну просто нет такого действующего политика Каспарова! Есть человек, который очень плохо разбирается в политике. Это же разные вещи: понимать экономические процессы и понимать процессы политические, оценивать их и самому принимать в этом участие.
Защищать то, что он сегодня защищает – это фактически работать на Путина, на эту власть. Такая деятельность абсолютно дискредитирует демократические движения. Это очень жалко. Жалко, что такой замечательный человек попался на эту удочку. Я знаю, что внутри «Другой России» есть люди, которые все из Кремля координируют. «Помогают» им – так сказать. И проект «Другая Россия», который поддерживается Кремлем, уже дает свои дивиденды. Он дискредитирует все формы политической деятельности, кроме той, которую осуществляет «Единая Россия» и «Справедливая Россия».
Почему на «Марш несогласных» в Самару не поехали Касьянов, Хакамада и Стариков? Тут все ясно. Они же понимают, что это такое! Они понимают, что к развитию гражданского общества «Другая Россия» никакого отношения не имеет. Эта коалиция не имеет никакого отношения и к несогласию с властью. Вот им и стыдно. Ивану Старикову я много раз говорил, что этим нельзя заниматься, что нельзя поддерживать это движение. Надеюсь, что и мои слова возымели на него воздействие. По крайней мере, в Самаре его не было.
Конечно же, «Другая Россия» создает условия, при которых потом правозащитные организации и демократические партии начинают ее защищать. Но это самая обычная провокация. Причем, от нее Кремлем и ФСБ не просто пахнет, а мерзко воняет. От всех этих «Маршей несогласных» воняет КГБ-ФСБ. Это ужасно. И то, что, бедный Гарик оказался там в центре этого сборища, мне его искренне жалко.
Вообще сейчас в «Другой России» фактически осталось только два лидера – Каспаров и Лимонов. Об этом все говорят. Касьянов, слава богу, понял, что такие связи его дискредитируют, что они дискредитируют любое демократическое начало. Ни он, ни его соратники не захотели быть марионетками в руках провокаторов – поэтому, в том числе, и не появились на акции в Самаре. Это смешно и стыдно быть в этой кампании, быть марионетками Кремля и ФСБ.
Гарик занимается этим от неопытности, а Лимонов от большой опытности. Но стыдно этим заниматься. «Другая Россия» дискредитирует всех, кто оказывается с ней рядом. Лично я призываю всех, с кем общаюсь, просто близко к ним не подходить – потому что это грубая, примитивная КГБшная провокация. Да еще помноженная на идиотизм одних ее участников и прагматизм других. Все это очень ужасно. Никакого отношения к строительству в России гражданского общества это не имеет.
Вот Каспаров и Лимонов собрались лететь в Самару вместе – на одном самолете да еще вместе с журналистами. Понятно, что они сами добивались того, чтобы их не пустили, чтобы их арестовали. Именно так и делаются провокации – так они организуются и реализуются. Но так не занимаются политикой. Конечно, такие провокации имеют право на существование, но к политике они не имеют никакого отношения. Это просто обычное хулиганство. Запах КГБ от всего этого такой, что подойти просто страшно.
Сейчас очень многие понимают, что делают Каспаров и Лимонов, и очень критически к этому относятся. Все понимают, что это провокации.