На 7 октября 2007 года Михаилом Касьяновым назначен «Марш несогласных» в Москве. Как идет подготовка к «Маршу», с какими лозунгами выйдут на улицу оппозиционеры, кто примет участие в шествии и готовы ли организаторы акции принять предложенную правительством Москвы «единую площадку» для митингов на набережной Тараса Шевченко? С этими вопросами «Национальный журнал» обратился к представителям РНДС Михаила Касьянова и ОГФ Гарри Каспарова.
Константин Мерзликин, РНДС, член оргкомитета «Марша несогласных»:
«Другая Россия» - наш друг, их участие предполагается
- Ограничения по месту проведения общественного мероприятия носят антиконституционный характер, нарушают права и свободу граждан на собрания и шествия. Московские власти, московское правительство может рекомендовать - но не запрещать.
Мы будем подавать заявку на проведение «Марша несогласных» и следить за исполнением конституционного права. В этой заявке будет указанно какое-то место, которое пока еще не согласовано, и мы эту заявку будем подавать в мэрию.
- Вы не готовы проводить марш на набережной Тараса Шевченко?
- Пока нет. Нами будет предложено место проведения Марша, потом мы проинформируем об этом месте мэрию в установленном прядке, как это было всегда.
- Как идет подготовка к «Маршу несогласных»?
- Мы хотели чуть раньше дать информацию, но я не хочу ставить в неравные условия другие средства массовой информации, потому лишь скажу, что сейчас идет формирование оргкомитета шествия. Многие известные люди приняли участие в создании оргкомитета. Через парту дней будет известен окончательный результат.
Заявку на проведение Марша будем подавать 24 сентября. Это дата, которая отсчитывается с момента проведения мероприятия. Если 7 октября проводиться мероприятие, то дней за 10 по закону нужно подавать заявку.
- Какие будут лозунги, требования?
- Все будет известно, только позже. Над этим уже думают, работают.
- После летнего размежевания в «Другой Россией» допускаете ли Вы участие в «Марше несогласных» Гарри Каспарова, Эдуарда Лимонова?
- «Другая Россия» - это дружественная организация и, конечно, их участие там предполагается.
- Не опасаетесь провокаций со стороны властей?
- Провокации могут быть, и мы к этому всегда готовы. Сами знаете, что они происходят постоянно, эти провокации, особенно со стороны молодежных кремлевских движений.
- Но не молодежных организаций, входящих в «Другую Россию»?
- Нет.
- Допускаете ли участие других оппозиционных движений? Кто-то высказывался в поддержку, изъявлял желание присоединиться? «Яблоко», СПС, может быть – КПРФ?
- Пока еще рано говорить об этом, все это заложено в драматургии подготовки, на определенном этапе СМИ будут проинформированы о ходе процесса.
- Вы нацелены на нормальную акцию протеста, на мирный Марш, без эксцессов?
- У нас это даже не обсуждается. Конечно, нормальный мирный Марш, только мирный и только в рамках конституционного права. Сейчас формируется оргкомитет, и по мере его работы СМИ будут проинформированы о ходе работы и подготовки к Маршу.
Денис Билунов, ОГФ. Пресс-секретарь Гарри Каспарова:
Касьянов должен был отказаться от бренда «Марш несогласных», по крайней мере не проводить его в день смерти Политковской
- Михаил Касьянов выступил с инициативой проведения «Марша несогласных» в Москве после конференции «Другой России». Это, конечно, было преждевременное решение с его стороны. Я понимаю, он, видимо, рассчитывал на возможный срыв конференции после его выхода из коалиции. И чтобы как-то обозначиться в личном пространстве, он выступил с такой инициативой, мотивация его мне понятна.
Но практика проведения «Маршей несогласных» показывает, что объявление мероприятия за такое большое время нецелесообразна. И развитие событий показывает, что дата действительно была выбрана неудачно.
Я не говорю сейчас о том, что мы категорически отрицаем возможность участия в этом Марше, но приходиться все-таки взвешивать обстоятельства. Правозащитные организации (а это надо было учитывать), объявили о проведении в этот день мероприятий, связанных с годовщиной гибели Анны Политковской. Возможно, не очень уместно сочетать два мероприятия в один день. Это, по-моему, достаточно здравая логика.
Мы будем участвовать, если удастся - никого ни задевая - найти какую-то возможность совместить эти мероприятия. В чем я сомневаюсь, потому, что это все-таки достаточно сложно сделать.
В принципе, я думаю, что идея провести «Марш несогласных» именно в этот день была чересчур необдуманной. Лучше признать эту ошибку сейчас и начать новые переговоры со всеми возможными участниками мероприятия.
Стоит подчеркнуть, что самим выходом из коалиции «Другая Россия» Касьянов, логически рассуждая, должен был бы, наверное, отказаться и от использования бренда «Марш несогласных» в политической деятельности. Ведь именно с «Другой Россией» связываются эти мероприятия. Но это моя субъективная точка зрения, не исключаю, что есть и другие.
Главная проблема не в этом, главная проблема, как я сказал вначале, в совпадении дат.
- Кто на данный момент занимается организацией «Марша несогласных», приглашали ли вас принять участие?
- Насколько мне известно, оргкомитет возглавляет Иван Стариков. В день рождения Анны Политковский 30 августа в Пушкинском сквере в своем выступлении он призывал граждан выйти на это мероприятие. И это единственная официальная информация, обращенная к нам, к ОГФ.
Никаких предложений со стороны Старикова в адрес ОГФ не было. И это тоже дополнительное обстоятельство, которое вызывает недоумение. Но при обоюдном желании с нашей стороны, а оно, разумеется, присутствует, думаю, что это недоразумение можно разрешить.
- То есть, «Другая Россия» не принимает участия в организации Марша?
- Я не исключаю, что какие-то предложения могли быть сделаны «Обороне» или нацболам. Теоретически это возможно, но лучше их самих спросить об этом. И если такого рода предложения были недавно сделаны, а мы находимся в достаточно тесном контакте, тогда, я думаю, в ближайшие дни мы эту ситуацию обсудим.
- Кстати, в Москве не так давно появились стикеры на которых написано «Другая Россия», председатель Эдуард Лимонов. И ссылка на сайт nbp.info…
- Тут есть некоторое недоразумение, которые мы уже выяснили друг с другом. Надо различать понятия. После судебного запрещения НБП, символики и названия организации, сторонники Эдуарда Лимонова выступили с инициативной вести организационную деятельность, проводить собрания в регионах, акции - под брендом «Другой России».
То есть они самоназвались таким образом. Но в тот момент им не пришло в голову, или они сочли этот факт незначительным, что коалиция шире, чем их организация и у других участников коалиции мог возникнуть по этому поводу вопросы.
И они, разумеется, возникли, мы их благополучно разрешили. Решение, которое они приняли в апреле, было чересчур импульсивным и не очень обдуманным, но мотивация нам ясна и нас устраивает эта ситуация в том плане, что она не является каким-то страшным камнем раздора между нами. Нет, эти вопросы мы урегулировали в рамках нашего совместного взаимодействия.
- Если Касьянов договориться с участниками «Другой России» о проведении «Марша несогласных», дата его проведения может быть изменена?
- Правильнее было бы поставить вопрос таким образом: если федеральный оргкомитет «Марша несогласных» от «Другой России», который не прерывал своей деятельности с декабря прошлого года (раньше в него входили и представители Касьянова), примет решение о проведение Марша, мы с удовольствием будем вести переговоры об участии РНДС в мероприятии. Или, может быть, даже об обратном вхождение РНДС в коалицию.